Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Информвойна как мать родна

29.05.2015

«Цензура! Как много в этом звуке для сердца чиновного слилось, как много в нем отозвалось!» — перефразировал бы я классика на современный лад. Потому, что процесс «закручивания гаек» в информационном пространстве лишь нарастает, но вот проблема, которую этот процесс должен бы решать, а именно проблема информационных войн, не только не решается, но усугубляется. И по другому быть не может: всемирная глобальная сеть Интернет, зародившись на технологии Web дала возможность миллионам ЧИТАТЬ с помощью компьютера написанное другими людьми и хранящееся в других компьютерах, а появившаяся вскорости Web.2.0 дала возможность миллионам самим ПИСАТЬ в сети Интернет. Остановить этот процесс конечно можно, но ценой разрушений глобальных, как и сама Сеть — то есть, опасных для всех.

Но государственные мужи, а равно и дамы, причем не только в Приморье, России, Китае, но и во всем мире, продолжают мечтать о контроле над информационным пространством. Проще говоря, хотят, чтобы о них в СМИ писали, но как о покойниках — хорошо либо ничего, в крайнем случае — нейтрально. Мол, живет в городе Н-ске такой-то (такая-то). При случае и самому государю скажите об этом. Да-с… А вот о том, что у такого-то или у такой-то, замещающих должности на госслужбе, данные в декларации о доходах (ну, к примеру!) не соответствуют действительности — вот об этом лучше не надо. Это уже «поливание грязью» и «информационная война». Хотя на само-то деле, это правда, а вот  декларация — брехня и «филькина грамота».

Я сам, в частности, по убеждению множества граждан при погонах, много лет веду свою информационную войну против силовых структур Приморского края: МВД, ФСБ, СКР, ФССП, ФСИН, ДВОТ, прокуратуры и суда. Хотя на самом деле моя война — не со всеми этими структурами как таковыми, а с беззаконием, творящимся в них, и с конкретными должностными лицами, эти беззакония допускающими, либо покрывающими, хотя по долгу службы обязаны безжалостно пресекать. Но многие наши (и не только приморские, российские) граждане при властных полномочиях, стоят на позиции «государство — это Я», провозглашенной еще Королем-Солнцем. И каждое критическое выступление в свой персональный адрес тут же проецируют на государство, переводя в плоскость подрывной деятельности: дескать, раз меня, ворюгу-хапугу, критикуют, значит властью недовольны! А с чего быть довольными такой властью, в которой ворюги-хапуги и лжецы заседают в законодательных, исполнительных, судебных органах сплошь и рядом?

Вот депутат ЗС ПК Артуш Хачатрян. Много лет зарабатывал свою репутацию, владея в Приморье крупным информационным холдингом, издававшим газеты «Московский комсомолец» во Владивостоке», «Тихоокеанский комсомолец» и «Дальневосточные ведомости», к которым позднее присоединились и радиоголоса, быстро завоевавшие в эфире популярность «Авторадио-Владивосток», «Радио-Шансон» и «Владивосток-ФМ». Вот последнюю как раз с прошлого года и объявили «инструментом информационной войны» против губернатора — лишь за то, что на радио есть рубрика «ваш репортаж», где в прямой эфир пускают звонки слушателей со всего края с их мнениями о работе властей, как местных, так и краевых. Но разве ж можно дозволять народу говорить в эфире то, что народ думает?! А тем более, если это — правда?! Это ж подрыв устоев государственности и авторитета власти! О том, что власть сама собственный авторитет губит бесконечными обещаниями, прожектами, дутыми отчетами о фальшивых достижениях — об этом никто не думает. И таким образом приходим  к выводу, что на современном этапе поговорка «не важно казаться, важно — быть», меняется на диаметрально противоположную «главное — чтобы костюмчик сидел». Важно имидж иметь, а насколько он соответствует истине — то дело десятое…

Вот на глазах недоумевающей публики «моська» малотиражной газеты «Народное вече» давно облаивает «слона» РИА «ПримаМедиа». Газетка, у которой отсутствие тиража компенсируется имиджем Издателя и Главного Редактора — это она сама о себе так, с Большой Буквы, пишет — Марии Соловьенко, борется с крупнейшим в регионе сетевым СМИ сразу по нескольким позициям: во-первых, за светлый имидж сенатора Александра Верховского (хотя он ни к Приморью, ни к «Народному вече» никаким боком), во-вторых — за не менее светлый имидж краевого УФМС, а в-третьих — за светлый имидж одного из основателей агентства, Алексея Мигунова. Но если в первых двух случаях «Народное вече» (читай — М.Д. Соловьенко) стремиться сохранить имидж непорочно-светлым, то в третьем ровно наоборот — имидж Мигунова, как медийщика, пиарщика и члена краевого избиркома «соловьенко-газета» стареется испортить и очернить…

Возвращаясь к депутату и медиа-магнату Артушу Хачатряну отметим: успешный информ-блицкриг, проведенный против него по факту конфликта с полицией 1 мая, когда больной депутат просил полицейских в оцеплении дать ему возможность проехать через колонны демонстрации на экстренные процедуры, а после отказа конфликт перерос в перепалку и закончился уголовным делом — стал итогом прежде всего допущенной им самим ошибки, а уже во вторую очередь — результатом деятельности СМИ и МВД с СКР, освещавших факт под вполне определенным и далеко не лестным для депутата углом. Нивелировать этот репутационный ущерб не смогли ни радио «Владивосток-ФМ», ни еженедельник «ДВ ведомости» — калибр, как говорится, не тот.

В случае же с «Народным вече» и «ПримаМедиа» исход предугадать не сложно — шансов у Марии Соловьенко просто нет: разные «весовые категории» самих СМИ, плюс шаткость позиций тех, кого Соловьенко «защищает». Ведь и к деятельности сенатора Верховского, и к деятельности УФМС по ПК есть великое множество реальных, а не придуманных кем-то вопросов, есть множество реальных, а не сочиненных нелицеприятных фактов, которые дезавуировать в принципе можно, но отнюдь не такими силами и ресурсами, как газета «Народное вече». Так что и эта информвойна будет проиграна, победит сильнейший — вне зависимости от правоты и моральных качеств.

Если кто-то сомневается, до достаточно вспомнить настоящие информационные войны — времен 1997 — 2001 годов, между основными центрами силы мэра Виктора Черепкова и губернатора Евгения Наздратенко, вот там были баталии! При том, что у Наздратенко был куда более мощный «медийный кулак»: газеты «Владивосток», «Новости», «Конкурент», «Красное Знамя Приморья», краевое телевидение ВГТРК, плюс мелкие частные каналы и радиостанции — против «черепковских» газет «Приморье» (1997-1998 гг), «Арсеньевских вестей», и иногда поддерживавших Черепкова «МК во Владивостоке» и «ДВ ведомостей» (Хачатряна), да переменчивой как настроение Главного Редактора «Завтра России из Владивостока» (Соловьенко). Ту войну Наздратенко безусловно выиграл, его оппозиция — или, вернее те, кого к ней причисляли: от Виктора Кондратова и Сергея Дудника, до супругов Локтионовых с лояльнейшей Светланой Орловой — была повергнута к выборам, которые хотя и принесли ему победу, но не надолго: вертикаль власти явила свою мощь и Наздратенко стал одной из первых жертв новой политики Кремля, причем, после краткой «артподготовки» и «бомбежки» федеральных СМИ, сдался по одному лишь телефонному звонку, на милость победителя.

К чему эти воспоминания о «героях вчерашних дней»? Да к пониманию того, что в новых условиях, когда социальные сети имеют не меньшее влияние чем официальные СМИ, хоть бумажные, хоть эфирные, хоть сетевые, информационные войны обретают не только иной формат, но и другой смысл. «Мочить» кого-либо в угоду власти можно столь же легко и непринужденно, как и саму власть с любыми из ее представителей, включая крупный бизнес с его лоббистами. Но вот результаты таких информационных войн не те, что 15-20 лет назад, а иногда так и прямо противоположные!

Общественное мнение, по ходу развития и доступности информационных технологий, в первую очередь сети Интернет, стало намного менее податливым, а часто даже наоборот: есть примеры, когда даже откровенные мошенники, махинаторы и даже бандиты рядятся в белые одежды «жертв режима» и находят поддержку — достаточно вспомнить ажиотаж вокруг банды т.н. «приморских партизан». И сколько бы не надували щеки собственной значимости маститые политтехнологи с имиджмейкерами, им все чаще приходится с этим сталкиваться и подстраиваться, мимикрировать именно под общественное мнение, чтобы сохранять хотя бы эфемерную возможность манипулировать им.

Именно это демонстрирует то же радио «Владивосток-ФМ», протягивающее микрофон прямого эфира народу, а не специально отобранным и по сути подставным статистам, вроде журналистов на ежегодных интервью Владимира Путина или на его телемостах с народом, где о коррупции хрипит отмороженный бизнесмен Голдобин, привезенный из Новосибирска силовиками, и у которого даже на эфире за спиной маячит подполковник в штатском. То есть, когда информационные войны становятся истинно народными, то есть — партизанскими, управлять ими в полной мере не могут даже профессионалы. Потому и «Народное вече» выдавая в своих номерах «разоблачения» по три-пять страниц мелким шрифтом не может достичь желаемого эффекта, потому штампованные под копирку ТВ сюжеты вызывают зевоту и нажатие кнопки на пульте, потому и новости сетевых агентств в режиме «вести из будущего» или «ой-ой-ой, как не стыдно!» не могут тягаться с топами блогеров ни по числу аудитории, ни по эффективности воздействия на нее.

Парадоксально, но в информационных войнах начинают проигрывать сами СМИ, если они не меняют свой формат и не тянутся ближе к народу. Интерактив, прямая и обратная связь с читателем-слушателем-зрителем — таковы нынче эффективные инструменты для проведения любой информационной политики, не говоря уже о «войнах». А то, что можно наблюдать в медийном пространстве края сегодня — не более, чем пережитки, мышиная возня. Ведь сегодня даже силовые структуры не реагируют на медийные разоблачения — хоть фото им предъявляй, хоть аудио или видеозаписи — пока не получат команду. Народ же хочет знать свою «сермяжную правду», пусть даже не соответствующую «генеральной линии», при том, что и самой этой линии толком-то нигде и никем не проложено.

Виктор БУЛАВИНЦЕВ.