Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Как банки обманывают клиентов: основные способы

12.01.2022

Банки до сих пор ведут себя неприлично во многих вопросах. В итоге многие клиенты несут существенные потери и риски. Кто-то оказывался в ситуации, когда планировал взять кредит, а по факту процент оказался выше. Или банк повысил ставку, если вы отказались от страховки. То же самое с картами: заманивают привлекательными слоганами, а о важных нюансах умалчивают. Закредитованность населения растет, а вместе с ней все больше разочарований. Чаще всего клиенты жалуются на условия потребительского кредитования, а также за навязывание дополнительных услуг. Отдельная история с кредитными картами. Они выгодны банкам уже потому, что проценты по ним выше, чем в потребительских займах. От 18 до 30%. Если же не платить в срок, допускать просрочки, то дойдет и до 50%. Добавим к этому комиссии, платное смс-информирование, штрафы. Качество заемщиков банки не особо беспокоят. Карты дают 18-летним, людям без постоянного источника заработка, без поручителей.

Перечислим пять способов некрасивого поведения банков.

Начнем с последнего. Итак, пятое место – мелкий шрифт. В принципе он исчез в кредитных договорах, и заемщик знает стоимость обслуживания взятых денег. Тем не менее мелкий шрифт в рекламе предложений остался. К примеру, ипотека под 2 или 3%, т.е. существенно ниже рыночной стоимости. Однако ниже маленькими буквами написано, что эти ставки действуют лишь ограниченный срок (один год). Если ставка ниже рынка, то банк всегда получит компенсацию. За счет цены объекта (ипотечное жилье), размера первого взноса, повышенной суммы страхования.

Четвертое место – списание без уведомления. Этот пункт характерен для не кредитных продуктов. Допустим, компания открыла счет в новой финансовой организации. Спустя пару недель она перечислила четыре миллиона рублей за оказанные услуги. После перевода банк списал 750 тысяч. Выяснилось, что в договоре есть пункт: на сумму свыше полутора миллионов рублей трансакция облагается повышенной комиссией. Ее, разумеется, не вернули и компания закрыла счет в этом банке. Он и ему подобные также списывают деньги с карт физлиц. Чтобы такого не случалось, следует регулярно проверять сайт ФССП или знать условия обслуживания карт и счетов.

Третье место в рейтинге непорядочности банков – искажение кредитной истории. Некоторые клиенты получают отказы в займах. Позже выясняется, что в кредитную историю вписаны ложные сведения о ранее просроченной задолженности свыше 90 дней. Произошла техническая ошибка, которую исправили. Однако подобное случается не так уж редко, особенно со стороны микрофинансовых организаций. Эксперты рекомендуют раз в полгода проверять свою кредитную историю.

Второе место – изменение условий перед сделкой. К примеру, решение о выдаче ипотеки принимается не сразу, а в течение определенного времени (два-три месяца). За этот срок ключевая ставка Центробанка, влияющая на размер процента, может меняться. Как правило, в сторону повышения. В итоге за день до подписания кредитного договора заемщик узнает о повышении ставки. Если вы не хотите таких сюрпризов, то по возможности сокращайте время между согласием банка и получением кредита.

Первое место по степени утраты клиентами своих денег – страхование. Здесь и навязывание страховки под угрозой отказа от кредита, причем по дорогому тарифу. Это и экзотические виды страхования, лишь бы выудить деньги (есть даже от коронавируса). Страхование внедряют для компенсации более низкой ставки, если таковая имеет место быть. Что можно посоветовать? Не соглашаться на первичные условия банка, пусть он выставляет более выгодные, нормальные условия. Читать в кредитном договоре последствия отказа от страхования. Эта процедура проводится только при ипотечном или автокредите. Покупка остальных страховых полисов по закону – абсолютно добровольное дело.

Мы знаем, что банки часто твердят о важности доверительных отношений с клиентами. Но при первой же встрече пытаются обмануть, слукавить, ввести в заблуждение. Так что глаз да глаз за такими финансовыми партнерами.

ТГ-канал «АнтиФинРазведка»