Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Кони на переправе

27.02.2015

Еще один грандиозный проект развития Владивостока замаячил на горизонте. Мэр краевого центра Игорь Пушкарев и губернатор народного правительства Яньбянь-Корейского автономного округа Китая Ли Цзинхао обсудили планы строительства моста через Амурский залив на полуостров Песчаный.

Пока это только соглашение о намерениях - виды сторон на  сотрудничестве в 2015 г. По словам товарища Цзинхао, нынешним руководством КНР поставлена задача максимально активизировать сотрудничество с регионами России. Вот они и отметился во Владивостоке февральским официальным визитом, чтобы дать «дополнительный импульс подписанному в 2011 г. договору о побратимских отношениях между столицей Приморья и Яньбянь-Корейской автономией».

Забег вширину

Причем здесь мост? Губернатор динамично развивающейся китайской автономии полагает, что строительство Владивостокской кольцевой автодороги (ВКАД) и, как ее продолжение, моста через Амурский залив позволит резко увеличить грузооборот сторон за счет ускорения его оформления и логистики. Ли Цзинхао весьма последовательно продвигает эту идею: еще в ноябре он приводил захватывающие расчеты на заданную тему во время Первого международного урбанистического форума во Владивостоке.

Пушкарев в свою очередь говорит о создании более благоприятных условий для инвестирования зарубежного (читай, китайского) капитала в Россию в целом и во Владивосток, в частности. И называет в этой связи ВКАД и мост через Амурский залив крупнейшим региональным проектом, если таковой, конечно, осуществится. Главная мысль договора - «взаимодействие сторон в рамках настоящего соглашения направлено на развитие равноправного и взаимовыгодного сотрудничества в сферах экономики, туризма, спорта, культуры и других направлениях». А это не только мост и дорога, стороны имеют ввиду режим порто-франко и территории опережающего развития на острове Русский.

- Исторически город создавался и жил как крепость, форпост России. Но время идет, ситуация меняется. И на первый план выходят другие функции: международная коммуникативная площадка и транспортно-логистический узел мирового уровня,- заявил по этому поводу первый вице-мэр Алексей Литвинов. - Приморская столица уже является международной площадкой, и это направление нужно развивать. Сейчас Владивостокский морской торговый порт дает более половины платежей всей Дальневосточной таможни. И это при том, что порт зажат на полуострове Шкота и ограничен в своих мощностях из-за отсутствия во Владивостоке развитой транспортной инфраструктуры. В случае строительства необходимой инфраструктуры, в частности, ВКАД и моста на полуостров Песчаный, порт развернется и имеет все шансы стать транспортно-логистическим узлом мирового уровня.

Тут как-то очень вовремя подоспела идея владивостокской агломерации, соглашение о которой торжественно подписали в октябре 2014 г. В едином административном порыве слились Владивостокск, Артем, Надеждинский и Шкотовский районы. 13 ноября под это дело приморский парламент принял закон о перераспределении полномочий между органами местного самоуправления. При этом обещали учесть мнение простых трудящихся.

- Мы полагаем, что та работа, которая уже проделана, требует продолжения, требует широкого общественного обсуждения, потому что для нашего края проект Владивостокской агломерации новый, - заявил уже в декабре вице-губернатор Александр Ролик. - Должна быть учтена специфика Приморского края и те особенности социально-экономической ситуации, в которой мы работаем.

Слово и дело

На поверку, кроме торжественного ощущения больших перспектив, пока ничего не видно. Может, есть какая-то специальная общественность, которая всесторонне обсуждает планов громадье, но вот мнение с периферии агломерации, основанное на первых практических шагах по её созданию.

- Ничего хорошего от агломерации не ждем, - говорит депутат Надеждинской районной думы Юрий Вольных. - Под нее мы уже передали лучшие земли, которые раньше были в собственности района. А наши многодетные семьи сегодня получают земли в Нежино, на границе Хасанского района, где пытаются сегодня школу закрыть, люди возмущены. А лучшие земли, наверное, достанутся кому-то другому. Наши депутаты высказывали свою точку зрения на разных уровнях, но к нашему мнению никто не прислушался. Писали в прокуратуру, в Законодательное собрание, но получили ответ, что все правомерно. Поставили перед фактом и все. А самое главное и самое дорогое, что есть в районе - земля.

Между тем, главы муниципалитетов, входящих в агломерацию, договорились о разработке концепции социально-экономического ее развития, имея ввиду формирование единой инженерной и транспортной инфраструктуры, увеличение жилищного и социального строительства за счет бюджетов всех уровней и привлечения инвестиций. Звучит привлекательно, может, и местным депутатам стоит ради светлого будущего остудить свои амбиции? Вот мнение по этому поводу доктора экономических наук Александра Латкина:

- О владивостокской агломерации мы говорили давно, но сам факт подписания соглашения практически ничего не дает. Наши руководители объясняют, что теперь можно инфраструктуру совместную создавать, но и раньше никто не мешал это делать. Другое дело, что сейчас агломерация нормально, ощутимо звучит, поскольку дороги до Уссурийска и Артема великолепные, транспортная досягаемость хорошая. Люди из Артема, Надеждинского района спокойно едут на работу во Владивосток и наоборот.

С точки зрения экономии средств на управление, агломерация ничего не дает. Если бы взяли, да и убрали чиновничьи аппараты Артема и Надеждинского, сделали ли бы по примеру, как есть в Советском районе Владивостока, Артемовский район, было бы сокращение аппарата, было бы совсем здорово, но этого никто не делает. Хотя сейчас в стране идет оптимизация управления, потому что лишних денег нет.

Что касается моста на полуостров Песчаный, он был предусмотрен еще в проекте «Большой Владивосток», который нам делали японцы в 1995 году, я участвовал в этом. Они молодцы, тогда еще говорили, что мост через Амурский залив сыграет большую роль в экономике, обеспечив тран6спортную доступность Хасанского района, его портов, пограничных переходов. Но боюсь, сегодня его строительство нереально - с учетом того, что происходит в стране. 2015 - 2016 года наверняка будут тяжелыми, а то и 2017-й. Никто, конечно, этих денег выделять не станет. Тем более что у нас есть еще один проект - Владивостокская кольцевая автодорога. ВКАД нам более необходим, чем мост, поскольку город весь в пробках.

Итак, проекты есть, как и желание строить, развиваться, да со средствами туго. Как и с необходимостью конкретизировать соглашения и протоколы о намерениях. Пока, судя по мнениям с мест и опытных экономистов, мы имеем дело больше со словами, а с делами, как говорят в Одессе, будем посмотреть.

Антон ПАВЛОВ