Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Легендарный на Дальнем Востоке авторынок сегодня на грани выживания

27.09.2023

На этой неделе исполнилось 30 лет со дня образования знаменитого авторынка «Зеленый угол». Это первая и самая крупная в стране торговая площадка подержанных автомобилей из Японии. Сегодня на «зеленке» не самая стабильная обстановка, хотя внешне, кроме цен, ничего не меняется. Покупателей все так же много, машин не убавилось, а даже стало больше, хотя возникает вопрос – откуда? Говорят, старый привоз. А еще говорят, что рынок почти наверняка погибнет, счет пошел уже на месяцы. Об этом пишет PRIMPRESS.

Честно говоря, такого отчаяния из уст даже самых бывалых продавцов на «Зеленке» не было слышно давно. Даже в период дефолта 1998 г. и валютных колебаний в феврале-марте 2022-го никто и не думал говорить о гибели самого известного авторынка на Дальнем Востоке.

Хотя именно в начале прошлого года машины скупали, как горячие пирожки. С каждым днем цены росли на 30-50 тыс. руб. Некоторые стоянки пустовали потом еще несколько недель, а продавцы признавалась, что никто и никогда не покупал так много машин. Люди пытались вложить все свои накопления в автомобили, но, как показала ситуация, очень зря. Буквально спустя месяц авторынок вернулся к прежнему ритму жизни, ценник снизился до показателей 2021 г.

«Спрос упал сильно. Все рассуждают о курсе валют, это понятное дело, но влияет не только курс. Народ «перенасытился», кредитные ставки поднялись, деньги, в конце концов, закончились», – говорил тогда продавец «Зеленого угла» Денис П.

Спустя месяц после введения санкций властями Японии на экспорт гибридных авто и машин с объемом двигателей свыше 1,9 л ситуация на рынке прогнозируемо поменялась. Ценник взлетел до космических значений, но повального спроса все же нет. Внедорожники, грузовики, микроавтобусы стоят на рынке, и их количество не особо уменьшается. Продавцы попросту «задрали» планку и уверены, что их штучный товар точно купят. Они верят, что это лишь вопрос времени. А именно так оно и будет, ведь выбора становится все меньше.

«Уже сейчас сложно найти тот же гибридный Honda Fit свежего года объемом 1,5 л. Спрос на эту модель всегда был высокий, но, учитывая, что машина теперь в списке санкционных, многие готовы переплатить за нее. Да, можно спокойно найти такую же с пробегом по России, но где гарантия, что частный продавец не подстроился под ситуацию на рынке? Здесь она хотя бы в приличном состоянии будет», – уверен Олег К., продавец на «Зеленом углу».

Да и не только санкционные автомобили подорожали. Могли себе представить год назад кей-кары объемом 0,7 и 1 л за 1 млн рублей? Такие теперь продаются на авторынке. И здесь уже не только санкции «давят», но и утилизационный сбор, который вырос в России с 1 августа. Особенно страдают юрлица, которые имеют достаточно широкую представленность на «Зеленке». Ставка утильсбора для них выросла в два раза. Если раньше за машину объемом 1-2 литра нужно было заплатить 178 тыс. руб., то теперь 306 тыс. руб. Учитывая, что есть коэффициенты, сумма вырастет минимум до 500 тыс. рублей. Те физлица, которые привезли машины из Японии после 1 августа, продадут их теперь только через год.

На вопрос, что будет дальше, продавцы отвечают однозначно: «Авторынок погибнет». Ситуация прогнозируется так: малолитражки продаваться будут, цены немного упадут, а вот автомобили объемом в пределах 1,5 л будут только дорожать.

«Была сначала лишь одна стоянка, центральная. Потом ситуация несколько раз менялась до такой степени, что многие становились в очередь, чтобы загнать свою машину на продажу сюда. Машины стояли вплоть до дворов на Нейбута. Боюсь, что к концу года останется снова одна стоянка, а остальные площадки будут пустовать. И никаких жилых комплексов тут не построят, хотели бы, давно бы уже сделали, я торгую с конца 90-х годов, каждый год слышу эту историю. Эта территория представляет историческую ценность, министерство обороны не позволит», – комментирует еще один продавец с «Зеленки» Рустам И.

Автомобилисты Дальнего Востока и Сибири не питают особого пиетета к китайскому и особенно к отечественному автопрому. Это значит, что каждый японский автомобиль теперь на вес золота. Не важно, куплен он сегодня или несколько лет назад. Продавцы уверены: все, что сейчас базируется на «Зеленом углу», рано или поздно раскупят, ассортимент обновится, и мы увидим авторынок уже совсем другим. Когда это произойдет – остается только гадать.

Конкурент