Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Молоки за вредность

29.05.2015

Отнять и поделить, похоже, занятие для нынешних российских властей и бизнеса столь же увлекательное, как и для активистов революционной поры. Нынче на кону не только квоты, но и причалы. Очередной революционный прорыв обозначил вице-премьер Юрий Трутнев, уличив стратегическое госпредприятие «Нацрыбресурс» во вредности.

- Я говорил, что это ненужная организация, - заявил во Владивостоке полпред президента в ДФО. - Я неправильно сказал. На самом деле она вредная, потому что я проезжал мимо портов и видел контраст между портами, принадлежащими «Нацрыбресурсу» и принадлежащими частным владельцам, - это просто небо и земля. Одни завалены металлоломом, находятся в аварийном состоянии, а вторые работают - и надо просто вкладывать в них немного денег.

Тут и выводами контрольного управления президента России пришлись как нельзя кстати. Согласно акту ревизии, сегодня «более 79 % причальных стенок подконтрольных «Нацрыбресурсу» в критической степени изношены и требуют скорейшей реконструкции. Госимущество, закрепленное за учреждением, используется неэффективно, сдаётся в аренду по заниженной цене без каких-либо обязательств по модернизации. В отсутствии четко регламентированного порядка предоставления причальных стенок возникает риск передачи посредникам. Вместо заключения прямых долгосрочных договоров, «Нацрыбресурс» заключает агентские договоры».

Ещё вице-премьер сказал, что с удовольствием бы посмотрел на процесс разгрузки рыбной продукции, её хранение в холодильниках. Российский потребитель, очевидно, с не меньшим удовольствием лицезрел приличный для морской державы ассортимент рыбы на прилавках по вменяемой цене. Месяц минул со дня резких заявлений чиновника, картина не изменилась: рыба есть, но цены кусаются, да и ассортимент не блещет разнообразием. Котлеты из частика наполовину с лососем от 280 руб. за кг - явно не то, на что рассчитывает потребитель, наблюдая за тем, как бизнес и власти азартно делят море и причалы. 

В свете ФАР

Разумеется, все заинтересованные стороны пекутся исключительно о благе россиян. И Владивостокский рыбный порт, который незадолго до визита полпреда восстал против разорительных рыночных ставок аренды причалов, установленных «Нацрыбресурсом», и эта госконтора, которая в итоге выиграла суд на сей счёт (то есть, ставки вполне нормальные?). И после «наезда» Трутнева в Федеральном агентстве по рыболовству (ФАР) заявили, что ликвидация ФГУП «Нацрыбресурс» «приведёт к срыву решения стратегической задачи по импортозамещению на рынке рыбной продукции и несёт в себе угрозу для продовольственной безопасности Российской Федерации». А пресловутая средняя ставка аренды позволит профинансировать капремонт только через 100 лет, и «без принятия срочных мер рыбаки останутся без причалов уже через 10-15 лет».

Совсем некуда станет уловы выгружать? Все готовы взять под козырек, но за потребителя обидно!

- ФАР, конечно, исполнит любое решение правительства, вместе с тем считаем, что «Нацрыбресурс» играет основную роль в совершенствовании портовой инфраструктуры. Перед предприятием сейчас поставлена важнейшая в рамках импортозамещения задача по развитию инфраструктуры доставки отечественной рыбной продукции от рыбака до потребителя. И предприятие активно работает в этом направлении - подчеркнула пресс-секретарь ведомства Ксения Тимакова, комментируя ситуацию Fishnews.

- Учитывая, что развитие инфраструктуры является межрегиональной задачей, ликвидация единственного профильного федерального предприятия будет иметь самые негативные последствия и приведет к нивелированию всех усилий государства по организации транспортно-логистического окна для поставок рыбопродуктов вглубь страны, - вторит ей пресс-секретарь «Нацрыбресурса» Александр Орловский.

При этом Росрыболовство использует весьма любопытную статистику. Сначала напоминает, что ФГУП «Нацрыбресурс» создано в 1999 г., основную часть причалов ему передали в 2008 г. И что сегодня через его причалы проходит перевалка более 50% рыбопродукции, направляемой в центральную часть России. Целая половина! Но тут же, оговариваясь, что до этого причалами распоряжались на региональном уровне, и «практически все причалы были переданы в аренду различным частным структурам, а припортовые территории были перепрофилированы на обслуживание непрофильных грузов, например, металлолома и угля. При такой ситуации доля рыбы в грузообороте портов составляет НЕ БОЛЕЕ 5 %, а БОЛЕЕ 65 % рыбы уходило и УХОДИТ сейчас за рубеж».

То есть, 16 лет хозяйствования - мало, дайте срок, море рыбы захлестнёт отечественные прилавки? И с поручениями президента по развитию рыбной отрасли, которые по данным Трутнева, не выполнены на 62 %, тоже стоит подождать? Но рыбку-то ловить надо сегодня! 

Валютная уха

Едва эмоции поутихли, своими выкладками с прессой поделился зам. руководителя Росрыболовства Василий Соколов. Он поведал, что сокращение поставок рыбы с Дальнего Востока на внутренний рынок - сугубо сезонное явление. Вот-вот, все наладится!

Реалии таковы. С начала года к середине мая, по данным Дальневосточной железной дороги, отгрузили всего 121 900 тонн тихоокеанской рыбы для России - на 8,4  % меньше объема погрузки за аналогичный период 2014 г.

- Существует определенный люфт доставки. Пока транспорта забились, пока идут, все это сказывается на поставках на внутренний рынок, - пояснил Соколов. - Поэтому это сезонные явления, связанные больше с промысловой деятельностью, нежели с объективными данными по поставкам за пределы или внутрь страны. Я думаю, на простом покупателе это уж точно не отразится. Мы прогнозируем, что будет только снижение цены на внутреннем рынке. К сожалению, сложилась не совсем удачная ситуация именно по поставкам на внутренний рынок в том плане, что в прошлом году из-за спекулятивного ажиотажа на скачке доллара были произведены закупки ритейлом по очень высоким ценам. По таким ценам наше население было не готово покупать эту рыбу. Поэтому сейчас имеются достаточно большие запасы, которые не обеспечены спросом, и по факту многие перепродавцы сейчас попали в тяжелую ситуацию, потому что купили по высокой цене при том, что закупочная цена на внутреннем рынке, так же, как и на внешнем, начинает достаточно быстро снижаться. Проблемы есть именно между теми, кто закупился в прошлом году или в начале этого года под высокий доллар, и теперь имеет проблемы со сбытом купленной продукции... В данном случае это решает бизнес. Цены не могут сейчас пойти вверх, особенно при снижающемся долларе. Покупательская способность тоже несколько снизилась у нашего населения, поэтому в итоге подержат-подержат и будут продавать.

В общем, доллар виноват. Но в этой связи непонятно, с чего бы это рыбный бизнес спешил переориентироваться на внутренний рынок? Когда нет нормальных причалов, когда порты работают на другие грузы (см. выше), а заграница готова платить за морепродукты в конкретной валюте, не до приступов патриотизма, в котором деловые люди и раньше замечены не были.

Ну и...

На заседании Дальневосточного научно-промыслового совета в ФГБНУ «ТИНРО-Центр» под председательством Соколова сообщили, что вылов минтая в охотоморской экспедиции в зимне-весеннюю путину этого года составил почти 830 тыс. тонн, что является неплохим результатом, превышающим среднемноголетний вылов. Как это сочетается с без малого 122 тыс. тонн отгруженной в Россию тихоокеанской рыбы? Где остальные 700 тысяч?

Сейчас нацелились на тихоокеанский лосось. В 2015 г. к освоению рекомендуется 431 тыс. тонн лососевых. На чьем столе всплывут горбуша с чавычей, учитывая названные масштабы и официально озвученный цифры о 65 % рыбы, уходящей за рубеж? И если доля рыбы в грузообороте портов составляет не более 5 %, что почти соответствует разнице отгруженной в Россию рыбы с уже имеющимся уловом этого года, где остальной улов искать будем?

Уместно вспомнить минувшую осень, когда глава Росрыболовства Шестаков говорил о 330 тыс. тонн добытого тихоокеанского лосося, а председатель подкомитета Госдумы по водным ресурсам Карлов заявлял, что весь дальневосточный улов этой рыбки составил лишь двести тыс. тонн. Путались не только они, но с этой арифметикой так и не разобрались, новая путина на носу.

А данные ТИНРО таковы. Ежегодно в период лососевой путины в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне добывается от 320 до 540 тыс. тонн тихоокеанских лососей. Вылов в 2014 г. составил более 337 тыс. тонн. Это в добавку к минтаю, сельди и т. д., цифры зашкаливают за миллион тонн, но где все это добро, доподлинно неизвестно. Не гниет же в трюмах рыбодобытчиков! Зато пресс-служба ДВЖД, сетуя на значительное снижение в этом году перевозок рыбы по железной дороге в центральные регионы страны, особо отметила, что грузовладельцы неохотно пользуются услугой по ускоренной доставке рыбы, потенциал которой загружен всего лишь на 10 %. Не новость, так было и раньше. За причалы воюют, а рыбу на них не ждут?

Глава Росрыболовства Илья Шестаков говорит, что в ведомстве готовы рассматривать решения по переуступке портовых мощностей при условии сохранения специализации портов по перевалке рыбы. Заключило федеральное агентство на днях и соглашение о взаимодействии с ключевыми объединениями рыбохозяйственного комплекса страны. Разумеется, в интересах государства и его граждан. Среди подписантов Магаданская, Сахалинская, Приморская ассоциации рыбопромышленников, Ассоциация добытчиков минтая и другие известные организации. «Подписание соглашений направлено на повышение эффективности и прозрачности взаимодействия с отраслевым сообществом, в том числе в целях подготовки предложений по вопросам рационального использования, изучения, сохранения водных биоресурсов и среды их обитания, производства и повышения уровня потребления рыбной продукции», - сообщают в Росрыболовстве.

Красивые слова, но когда обильный рыбный день наступит в России из этого, как и из приведенных статистических данных и расчётов, непонятно. Ясно одно, что-то делят: причалы, квоты, да не про нашу честь. Похоже, чиновники и деловые рыбаки что-то не договаривают.

Антон ПАВЛОВ