Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Не хватай редкий вид: за уничтожение растений из Красной книги могут ввести уголовную ответственность

29.10.2021

В России предложили ввести уголовную ответственность за уничтожение растений, внесенных в Красную книгу. Сейчас за такие правонарушения грозят только штрафы в размере до 5 тыс. для граждан и до 1 млн рублей — для организаций. В то время как за убийство краснокнижных животных предусмотрено в том числе лишение свободы. О разработке документа рассказали в профильном комитете Совета Федерации, инициативу поддерживают в том числе в Минприроды, узнали «Известия». При этом новые поправки не должны затрагивать рядовых граждан, которые могут нанести вред растениям по незнанию, уточняют в Совфеде. Подробнее о новом законопроекте и о том, как сейчас устроена охрана редких видов флоры, — в материале.

Уравняют с браконьерами

Вопрос о внесении поправок был поднят после обращения сенаторов из Севастополя, пояснил «Известиям» глава комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров.

— Они рассказали, что в Севастополе есть реликтовые деревья, занесенные в Красную книгу. Деревья массово вырубаются, при этом нарушители откупаются положенными по закону штрафами и продолжают вырубку, — отметил собеседник издания.

Об аналогичных проблемах, связанных с уничтожением краснокнижных растений, в ответ на запросы представителей профильного комитета Совфеда сообщили и в других регионах. В рамках проведенной на прошлой неделе рабочей встречи сенаторы приняли решение о необходимости разработки поправок в действующее законодательство, которые позволили бы ввести уголовную ответственность за такие правонарушения.

Сейчас уголовная ответственность предусмотрена для браконьеров за убийство животных, занесенных в Красную книгу. За убийство некоторых видов может грозить до четырех лет лишения свободы и до девяти лет — в случае если преступление было совершено группой лиц по предварительному сговору. Кроме того, преступникам придется заплатить штраф в размере до 1 млн рублей.

За уничтожение растений, занесенных в Красную книгу, согласно действующему законодательству, может грозить штраф в размере от 2,5 тыс. до 5 тыс. рублей для физических лиц и от 500 тыс. до 1 млн рублей — для организации.

В некоторых случаях через суд можно добиться также возмещения нанесенного ущерба, однако оценить его в случае с краснокнижными растениями очень сложно, обращает внимание Алексей Майоров: «Если это редкие растения, как мы можем это оценить? Это же не только вопрос материальной ценности, это вопрос сохранения биоразнообразия».

Если поправки будут приняты, они будут распространяться только на растения из федеральной Красной книги.

Предусмотренная в настоящее время административная ответственность неэффективна, полагает председатель Российского экологического общества (РЭО) Рашид Исмаилов, принимавший участие в обсуждении инициативы, предложенной сенаторами.

— К тому же не всегда возможно браконьера поймать и даже этот мизерный штраф предъявить и взыскать. Важно также, чтобы было понимание и у местных жителей, которые помогают браконьерам, — добавил собеседник издания.

Чтобы изменить существующее положение, необходимо предусмотреть комплекс мер, начиная от разграничения ответственности до усиления контрольно-надзорных мероприятий и увеличения финансирования в этой области, уверен Рашид Исмаилов.

Комплексная проблема

Красная книга — государственный документ, включающий в себя перечень редких или находящихся под угрозой исчезновения диких животных, дикорастущих растений и грибов. Первое издание было выпущено в СССР еще в 1978 году, первое российское издание увидело свет в 1991 году. Помимо этого, часть регионов также ведет собственные, региональные Красные книги.

На федеральном уровне правовое значение имеет непосредственно список видов, который формируется с участием различных специалистов, рассказал «Известиям» Дмитрий Гельтман, директор Ботанического института имени Комарова Российской академии наук, доктор биологических наук, член редколлегии по растениям российской Красной книги.

— Там есть определенный научный правовой механизм. Есть тексты по отдельным группам, они [при переиздании] должны быть пересмотрены — что-то нужно исключить, что-то добавить. После того как будет сформирован список, он должен быть утвержден Министерством природы и согласован Министерством юстиции, — пояснил собеседник издания.

По правилам Красная книга должна переиздаваться каждые десять лет. Однако федеральная Красная книга растений последний раз обновлялась в 2008 году. Тогда в нее было включено около 600 видов, которые находятся на грани исчезновения.

За уничтожение краснокнижных растений не предусмотрена отдельная уголовная ответственность, но оно является отягчающим обстоятельством для ряда других правонарушений, уточнила «Известиям» директор программы WWF России «Регулирование охраны окружающей среды и природопользования» Татьяна Шувалова.

— Поэтому нельзя сказать, что в Уголовном кодексе у нас такие правонарушения вообще не учтены, — говорит собеседница издания.

Были случаи, когда такие преступления привлекали внимание прокуратуры. Однако частных лиц обвинить в уничтожении тех или иных растений сложно — человек может просто не знать о том, что перед ним редкий краснокнижный вид. Кроме того, наказание, вынесенное постфактум, в этом случае не поможет вернуть растение к жизни, обращает внимание Дмитрий Гельтман.

Чаще всего растения страдают из-за уничтожения среды их обитания, хотя встречаются и единичные случаи, когда растение истребляется жителями того или иного региона.

— Это [причины гибели краснокнижных растений] очень сложная, комплексная проблема. В основном это — срубили лес, осушили болото. Прямой сбор населением тоже имеет место быть, но это очень ограниченный круг видов. Какой-нибудь женьшень, золотой корень, какие-то декоративные виды, — перечисляет собеседник издания.

Основными причинами утраты краснокнижных, как и любых других видов, растений, сегодня являются глобальные факторы — такие как изменение климата и участившиеся на этом фоне природные пожары, а также недостаточная экологическая ответственность со стороны компаний, подчеркивает Татьяна Шувалова. Поэтому введение уголовной ответственности не позволит устранить проблему полностью, хотя и является позитивным шагом, обращает внимание она.

Ужесточение ответственности вплоть до уголовной необходимо только в случае глобального нарушения среды обитания таких растений предприятиями, как правило, недропользователями, пояснил «Известиям» доктор биологических наук, руководитель группы геоботаники отдела ботанических исследований Института биологических проблем криолитозоны СО РАН Михаил Черосов.

Кроме того, необходимо установить критерии, при которых может быть начато уголовное преследование, считает он.

— Контролируется численность охраняемых видов на основании собственно нахождения растений у нарушителей (что достаточно просто), контроля за численностью в местах, где был проведен такой учет, что проблематично, так как большинство территорий не имеют таких данных, — отметил эксперт.

Для решения вопроса с сохранением исчезающих растений необходимы «меры более системного характера», уверена Татьяна Шувалова. В частности, увеличение штрафов за нарушение правил пожарной безопасности в лесу; ведение интенсивного лесопользования, при котором лесопользователи восстанавливают насаждения на своих участках, не вовлекая в оборот новые земли; повышение экологической ответственности бизнеса и усиление контроля за соблюдением предложенных компаниями мер по снижению вредного воздействия на окружающую среду, а также создание особо охраняемых природных территорий в местах произрастания редких растений, уверена эксперт.

Сопоставимое наказание

Поправки уже обсуждались с представителями профильных ведомств — Минприроды и Минюста.

В Минприроды «Известиям» сообщили, что поддерживают предложенную сенаторами инициативу и считают целесообразным ужесточение наказания за уничтожение (незаконную рубку) редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений, занесенных в Красную книгу РФ, либо находящихся под охраной международных договоров.

— В настоящее время не имеется специального законодательного регулирования по охране объектов растительного мира, за исключением Лесного кодекса РФ. Системно, в необходимом объеме этот вопрос не урегулирован, — пояснили в ведомстве.

В Минюсте также отозвались об инициативе положительно, но предложили «дополнительно уточнить формулировки», говорят в Совете Федерации.

Сейчас авторы инициативы прорабатывают механизмы, которые позволили бы разграничить ответственность и свести к минимуму риск уголовного наказания для обычных граждан, которые сорвали редкое растение по незнанию, рассказали «Известиям» в Совете Федерации.

— Это самый сложный вопрос. Потому что растения в Красной книге разные, их много. Мы не можем внести в законопроект только какую-то часть списка, но и уголовного преследования против человека, который просто шел по лесу и сорвал красивый цветок, тоже не должно быть, — отметил Алексей Майоров.

После внесения необходимых уточнений текст законопроекта будет направлен на рассмотрение в правительство и лишь затем, в случае получения положительного отзыва, внесен в Государственную думу.

Максимальная ответственность, которая может грозить нарушителям, в случае если поправки будут приняты, пока не устанавливалась. Однако она не должна быть чрезмерной, полагает он: «Сам факт судимости — это уже внушительное наказание, на мой взгляд. Поэтому там не должно быть каких-то серьезных сроков, это мое личное мнение. Наказание должно быть сопоставимо и в любом случае не более серьезным, чем наказание для браконьеров», — отметил он.

Для того чтобы обеспечить наиболее эффективную защиту растений, занесенных в российскую Красную книгу, необходимо предусмотреть механизм, по которому место нахождения краснокнижных видов передавалось бы под охрану собственникам или землепользователям, уверен Дмитрий Гельтман.

— Такой опыт есть — и даже не очень далеко, в Белоруссии например. В Европе, во многих местах. У нас в законодательстве такого сейчас нет, поэтому привлечь их к ответственности очень сложно, — рассуждает собеседник издания.

В Минюсте на просьбу прокомментировать предложение сенаторов «Известиям» ответили, что законопроект на рассмотрение пока не поступал.

«Известия»

Далекая окраина