Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Обучение вождению в России станет дольше и дороже с февраля

16.01.2014

Граждане России будут обучаться в автошколах по новым правилам уже в феврале. Владельцев скутеров обяжут получать права, а автовладельцы получат возможность сдавать экзамены на машинах с автоматической коробкой передач. Более углубленное изучение правил оказания первой медпомощи и практикумы по психологии приведут к увеличению срока обучения на две-три недели, а стоимости — на 10-15%, сообщает "КоммерсантЪ".

Напомним, закон, кардинально меняющий подход к обучению водителей и процесс получения права управления автомобилем, вступил в силу еще в ноябре прошлого года. Но на деле он заработать не смог – не хватает ряда дополнительных документов. Например, новых программ обучения, правил сдачи экзаменов в ГИБДД и так далее. Все эти документы пока только готовятся.

На днях закончилось общественное обсуждение проекта постановления правительства РФ "О допуске к управлению транспортными средствами". Этот документ фактически запускает реформу образования автомобилистов — в нем прописаны правила организации экзаменов в ГИБДД для получения водительских прав. Как рассказали "Ъ" разработчики документа, уже в феврале его может подписать премьер, и постановление вступит в силу. Еще один ключевой документ — новые программы обучения водителей — уже согласован МВД, Минтрансом, Минюстом, Минобрнауки и направлен на регистрацию в Минюст.

Еще раз напомним основные нововведения. Главная поправка касается владельцев скутеров и мопедов: они будут обязаны обучаться в школе и получать права с 16 лет. Программа новой категории М состоит из 126 часов обучения, 50 из которых — практические занятия на площадке (общий курс займет примерно полтора месяца).

Вносятся поправки в ПДД: владельцы скутеров будут приравнены к остальным участникам движения, то есть будут платить все штрафы за нарушение правил. Сейчас максимальная санкция за нарушение ПДД для скутеристов — 1,5 тысяч рублей.

Что касается владельцев легковых автомобилей, то теперь им разрешат учиться и сдавать экзамен на машине с автоматической коробкой передач. При этом водителю запретят управлять автомобилем с механической трансмиссией: в правах будет поставлена специальная отметка. В ГИБДД говорят, что пока не определились, как трактовать нарушение этого правила. Скорее всего, это будет приравнено к вождению вообще без прав. Кодекс об административных правонарушениях предусматривает штраф до 15 тысяч рублей за это деяние и эвакуацию машины на штрафстоянку.

Программа обучения вождению легкового автомобиля (категория B) усложнится. До сих пор она включала 106 часов теории и 50 часов вождения. Новые правила: 104 часа теории, 54-56 часов вождения и еще 36 часов практических занятий. Речь идет, к примеру, о занятиях по оказанию первой медпомощи или психологические практикумы по решению конфликтных ситуаций на дороге. Таким образом, если сегодня курс обучения длится 2-2,5 месяца, то будет 3-3,5 месяца. Скорее всего, это приведет к удорожанию обучения примерно на 10-15%, рассчитали в "Ъ".

Водители, которые уже имеют права и хотят получить новую категорию, наоборот, сэкономят: им не нужно будет тратить 80 часов на изучение базового курса теоретических знаний, который обязателен для каждой категории.

По итогам обучения автошколы будут выдавать гражданам свидетельство о профессии водителя (сейчас выдается свидетельство об обучении), без него ГИБДД не примет экзамен. Проверка знаний будет происходить не только в Госавтоинспекции, но и на площадке самой школы. А если у нее есть собственный компьютеризованный автодром, ученики будут освобождены от обоих практических экзаменов: будут засчитываться результаты внутреннего тестирования, которое проходит в самой школе без участия инспекторов ГИБДД. Если у автошколы нет автодрома, все будет происходить по обычной схеме.

При этом во время практической части экзамена в каждом автомобиле должны быть установлены видеокамеры. До сих пор видеонаблюдение было организовано в ряде субъектов федерации, например, в Москве, теперь это станет обязательным повсеместно. Видеозапись позволит, с одной стороны, бороться с коррупцией, с другой — оспорить результаты экзамена в специальной комиссии.

Как ранее сообщало издание «Далекая окраина», представители автошкол Приморья опасаются, что стоимость обучения по новым правилам может вырасти гораздо существеннее – в два раза. Как заметил президент Национального союза ассоциаций автошкол, директор автошколы "Аник" Александр Николаев, в постановлении правительства о допуске к управлению транспортными средствами остался один пункт, который нанесет тяжелый удар по будущим водителям на Дальнем Востоке. Теперь экзамены в ГИБДД будут принимать только на леворульных автомобилях. Но своих машин в Госавтоинспекции, как правило, нет, а парк автошкол в регионе преимущественно праворульный. Это значит, что кандидатов в водители ждут дополнительные сложности, очереди на экзамен. Или же придется закупать новые и дорогие автомобили, увеличивая себестоимость обучения.