Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Очень Большой Владивосток

27.02.2015

Планы создания Владивостокской агломерации, т.е. объединения Владивостока с Артемом, Шкотовским с Надеждинским районами, становятся реальностью. И делается это, судя по высказываниям объединителей, исключительно за-ради повышения качества жизни будущих «агломератов».

Большие планы

Планы «Большого Владивостока» всплывали и в 30-е годы, и в 80-е, когда город бурно заселялся. В 80-е это было связано с открытием закрытого порта и автомобилизацией населения. В те годы совсем уже было приступили к строительству будущего Золотого моста на Чуркин, причем 6-полосного и с трамвайными путями, в перспективе уходящими в метро с тоннелями с Седанки на привокзальную площадь и на Луговую… Но наступила перестройка.

Затем город только терял население, и этот процесс продолжается по сей день. Но и на фоне оттока населения предпринимались попытки укрупнить Владивосток. В 2005-2007 гг. притягивание «за уши» Владивостока к Артему с фантастическим перемещением «спальников» в Тавричанку и Артем в погоне за миллионом жителей и дополнительными деньгами из госказны, окончилось ничем. Во всяком случае метро было признано из-за малого числа горожан неэкономичным.

Нынешняя же попытка агломерации на фоне хоть и сократившегося, но того же оттока населения даже и с построенными к саммиту мостами и дорогами, теперь уже неизбежно пройдет хотя бы апробацию. Правда, делается всё не так тщательно, как в 80-е годы, а как вошло уже в привычку: цигель-цигель, под конкурс Минрегиноразвития, а потом уж будем думать, что делать на той же ТОР на о. Русском – то ли рекреацию, то ли еще что.

Большая стратегия

Нынешний проект обнародовался минувшим летом, причем в гигантском по размаху варианте: к Владивостоку собирались присоединить не только близлежащие районы, но и Уссурийск с Михайловским районом, Находку, Большой Камень, Фокино, Партизанск и часть Хасанщины. Народ (у которого даже и не думали спрашивать посредством референдума, хочет он или не хочет агломерацию) даже придумал этому название – Владуснах или Нахусвлад. Какие аргументы были положены в обоснование решения экономических и социальных проблем – осталось непонятным ни народу, ни специалистам. Хотя можно было догадаться, что подгребали территорию под московские проекты: ВНХК, завод СПГ в Перевозной, судоверфь в Большом Камне, завод газохимии в Находке.

 Многие эксперты, в частности Юрий Авдеев, кандидат экономических наук, директор Азиатско-Тихоокеанского института миграционных процессов, ни на йоту не сомневались, что «на местах все усилия и мысли направлены только на одно — вырвать из федерального бюджета» и отмечал, что «если агломерацию рассматривать просто как объединение территорий, то она становится бессмысленной» при очень низкой плотности населения между Владивостоком, Находкой и Уссурийском и без включения в агломерацию морской акватории. «Перераспределение экономических функций между входящими в нее поселениями» - очень хорошо, но «это не решается на уровне межчиновничьих договоренностей, главная роль здесь принадлежит бизнесу».

Максим Кривелевич, доцент финансово-кредитной кафедры ДВФУ, ситуацию, когда город  не имеет избыточных ресурсов: рабочей силы, земли и капитала, - и при этом уповает на агломерацию, сравнивал с попыткой «заставить старика расти, пичкая его едой». Экспертных голосов «против» было много, и агломерацию сузили до более естественных размеров – в пределах часовой транспортной досягаемости.

28 октября в ходе урбанистической конференции главы муниципалитетов подписали соглашение о создании Владивостокской агломерации, назвав ее «инструментарием позитивных перемен».

Большие люди

Чтобы начать ворочать большими делами с большими федеральными деньгами, нужны надежные люди. Чтобы такие люди оказались на местах, в крае проведена очередная «реформа местного самоуправления». Электорат теперь лишен права выбора главы. Управлять муниципалитетами будут не избранные мэры, а назначенные сити-менеджеры. И ни они, ни представительные органы местного самоуправления теперь не смогут распоряжаться землей и застройкой – эти функции перешли к краю.

Председатель комитета по бюджетно-налоговой политике и финансам Галуст Ахоян пояснял перевод регулирования градостроительной деятельности на уровень агломерации (т.е. краевой) тем, что это позволит согласовать планы развития территорий – «чтобы не получилось так, что Артем строит дорогу в одну сторону, а Владивосток – в другую». К тому же «общее видение развития юга Приморья позволит муниципалитетам и краю строить инфраструктуру с меньшими затратами». У многих был  вопрос к парламентарию: а что мешало без агломерации согласовывать планы, координировать дороги, соблюдать единые правила землепользования и оптимизировать затраты на инфраструктуру? Для этого и существует краевая администрация.

О муниципальных бюджетах агломератов Галуст Ахоян  сказал, что они останутся «при своих» (в чем они сильно сомневаются) и будут выполнять свои обычные задачи. А вот уссурийская администрация, проанализировав агломерационное будущее, предвидела много негативного: это и усложнение управления малыми городами, и отсутствие у них стратегической инициативы, и рост бюрократизации, и отдаление власти от избирателя. Предприниматели будут испытывать затруднения с тем, по какому адресу обращаться за решением проблем, между инстанциями разного уровня может возникнуть «круговая порука» (в то время как на урбанистическом форуме пелось: «жители почувствуют, что стало меньше административных барьеров»). Местная власть не будет восприниматься гражданами как «своя», уж не говоря о потере имиджа города. Вероятно, люди, пришедшие к выводу, что агломерация Уссурийску невыгодна, на роль сити-менеджеров не подошли бы.

Произошли рокировки и в краевой администрации. Александр Костенко, наиболее профессиональный и умный краевой чиновник, сначала был отстранен от финансов, а затем и от агломерации, и, получив орден Дружбы за форум АТЭС,  пересел, как списочник ЕР, в комитет заксобрания. Вице-губернатором же назначили «варяга» из Забайкалья Евгения Вишнякова, «не имеющего отношения к какой-либо из местных элитных групп». Вместе с Костенко из администрации ушел и «подшефный» ему Николай Дубинин, директор департамента экономики и стратегического развития.  Он теперь возглавит проект Надеждинского ТОРа. Новый департамент стратегического развития будет курировать вице Сергей Нехаев - он будет координировать проекты по ТОРам и займется формулированием стратегии развития Приморского края. Ну, нехай формулирует.

Большие деньги

Статус миллионника при не очень большом Большом Владивостоке нам пока не светит: Владивосток – 630027 чел., Артем – 111840, Надеждинский – 38242, Шкотовский – 24233. Итого 804342. Надо, чтобы еще 195 685 чел. приехали – целый город, такой, как Южно-Сахалинск или Уссурийск. Соответственно, не положено нам пока ни метро, ни дополнительные деньги.

Федеральные деньги пойдут под агломерацию, а точнее – под ТОРы. К примеру, на  базовую инфраструктуру Надеждинского промпарка 7 млрд руб. государство берет на себя, остальные 48,2 млрд руб. должны составить частные инвестиции. Есть уже и инвесторы: Sumitomo Mitsui Rus Bank, Daewoo International Corporation, Sumitomo Corporation, Bank of Tokyo-Mitsubishi, российские компании. Они уже вложили в промпарк 100 млн руб., в ближайший год ожидается приток еще 10 млрд руб.

При всем при том в оценках инвестиционной активности превалирует скепсис.

И.о. директора департамента привлечения прямых инвестиций, поддержки экспорта и внешнеэкономической деятельности Минвостокразвития Иван Тонких выразил мнение, что в первую очередь нужно создать условия для местного бизнеса: «Опыт других стран показывает, что для привлечения инвестиций извне очень важно, чтобы свой бизнес жил хорошо. Как только местному бизнесу станет проще жить и развиваться, подтянется иностранный».

А каково местному бизнесу, иллюстрировал Алексей Колдин, исполнительный директор Приморского регионального объединения работодателей «Конгресс промышленников и предпринимателей «Приморье»: «С агломерацией или без нее, так или иначе в Приморском крае сегодня столичный бизнес выдавливает региональный. У нас есть Клуб крупнейших налогоплательщиков, так вот, 10 лет назад это была первая сотня крупнейших налогоплательщиков Приморья. А теперь из 100 осталось всего 12. Местные энергетики, транспортники стали филиалами московских компаний и уже работают на них. Нас спасет не агломерация, а плодотворное взаимодействие с властями, но оно у нас существует по большей части на бумаге… Есть опасения, что с появлением агломерации новые возможности появятся не у местных предпринимателей, а у москвичей».

Ему вторит и вышеупомянутый Максим Кривелевич: «Больше всего от реализации этих прожектов выиграют московские коммерческие банки. Сегодня дефицит бюджета Приморского края сравнительно невелик. Соучастие края в таких проектах потребует огромных расходов на поддержание вновь создаваемой инфраструктуры. Дефицит бюджета увеличится, и край будет занимать недостающие деньги. Если кредиторами выступят банки, то получится, что деньги, собираемые из наших налогов в течение многих лет, превратятся в источник безрискового процентного дохода для этих банков».   

А если еще припомнить, что намечается переезд в краевую столицу офисов компаний Русгидро и Роснефть, то становится понятно, чья мы теперь вотчина. Да еще и Дарькин к нам возвращается, он уже и парочку акционерных обществ организовал: одно в Москве (ПАО «Корпорация развития Дальнего Востока»), другое во Владивостоке (ПАО «Фонд развития Дальнего Востока») с уставным капиталом по 200 млн руб. в каждом. И нацелился он, говорят, на Надеждинскую ТОР.

Большие обещания

Для того, чтобы и заграничные инвесторы решились вложиться, большое значение имеет не только самочувствие местного бизнеса, но и уровень жизни в регионе: качество и стоимость продуктов питания, инфраструктура, транспорт. Посмотрят они на наш уровень – и что? Цены растут, крайстат не может угнаться, реальная зарплата, по Крайстату, выросла за 2014 год всего на 1%, а инфляция – на все 10%. Из-за падения курса рубля доходы населения выхолостились минимум вдвое. Средняя пенсия - $183, средняя зарплата - $503, 16% населения имеет доходы ниже прожиточного минимума в $170, всего 35% населения имеют душевой доход свыше $400. По коррупции мы на 3-м месте после Москвы и Московской области, зато по индексу развития человеческого потенциала - на 60-м. 

Но предположим всё же, что инвесторы не убоятся такой социалки, и агломерация состоится. Какие добряки ждут простых смертных? Чиновники уповают на решение проблемы выделения земли многодетным, которой якобы не хватает в черте Владивостока. В черте города на самом деле не хватает инфраструктуры, на которую не хотят тратиться – проще будет дать землю многодеткам в какой-нибудь Тавричанке, которая будет считаться Владивостоком, лишь бы отделаться. Туда же сошлют и семьи с двумя детьми. Владивосток после расширения увеличит налогооблагаемую базу - вот только будет ли тратить ее на больнички в деревнях? Воспевая агломерацию, уповают на «фактор единообразия качества жизни населения». Как это будет выглядеть на практике? Артемовки поедут рожать во Владик, в новенький перинатальный центр? Или тавричанцы смогут возить детей на сверхскоростном катере в музыкальные школы?

Тарифы на транспорт и ЖКУ вряд ли уменьшатся. Можно разве что надеяться на доступное жилье, но это уже после того, как состоится производство (в Надежинском - логистика, машиностроение, деревопереработка, пищевая, фармацевтическая и легкая промышленность, производство стройматериалов).

Делать что-то для людей и сейчас, без агломерации никто не мешает. А вот при смене административного порядка, по мнению Павла Минакира, директора Института экономических исследований ДВО РАН, для жителей «степень хаоса увеличится». А приобретут, по его словам, чиновники, которые возглавят этот «агломерационный поход».  Если на агломерацию пойдут бюджетные деньги, то он Приморскому краю не завидует: «Как минимум это приведет к резкому раздуванию регионального и муниципального долга, а возможности его обслуживания за счет роста доходов от самой агломерации не очевидны». Зато «координаторы-агломераторы» получат новые отделы и должности.

Что еще? Можно ожидать улучшения качества дорог, но – непосредственно возле ТОРов. Возможно, реализуются турпроекты (как того ожидает мэр Артема Владимир Новиков) – но только при наличии лишних денег после раскрутки ТОРов. Рост доходов населения, вероятно, повысится, но это если не разворуют ТОРы до того, как они заработают. Повысится под владивостокский уровень цена жилья и земли, это и к бабке ходить не надо. У местных жителей повысится конкуренция за рабочие места с мигрантами. А вообще-то, как пишет народ в блогах, ездить из города в город на работу, пусть даже и за 40 минут - это не повышение качества жизни. Посмеиваются, что должно подрасти ОСАГО процентов на 40, ведь теперь сельские автолюбители станут городскими. И дальше смеются: если Путин скажет, укрупнимся хоть до Хабары, пускай меняет ПДД, а то в пределах города скорость не выше 60 км, по агломерации не наездишься.

Большие надежды

Агломерации пытаются создавать и в других регионах. Например, в Приангарье. Объединять Иркутск с Шелеховом и Ангарском собирались, как и у нас, в 2007 г., дабы огрести поблажки под миллионник. Но Иркутск, как назло, не хотел расти в сторону Ангарска, а расползался совсем в другие стороны, и тогдашняя идея умерла. Нынче Иркутск так же, как и мы, участвовал в числе 17 субъектов РФ в конкурсе Минэкономразвития. Но, независимо от итогов конкурса, губернатор Приангарья Сергей Ерошенко еще в ноябре отказался от создания агломерации, дабы «уберечь людей от вовлечения в искусственные процессы». «Чтобы развивать регион и решать проблемы, - заявил он, - можно обойтись и без создания города-миллионника».

Сторонники естественного, а не искусственного подхода считают, что телега не должна быть впереди лошади, а должно быть наоборот: сначала производство, а значит, хорошо оплачиваемая работа, на которую подтягиваются местные и приезжие люди, потом они строят дома, которые заполняют пустующую территорию, потом слияние больших и малых городов, перерастающее в миллионник.

Мировой опыт показывает, что проекты искусственного создания агломераций - сложных, естественным образом формирующихся объектов - крайне редко приводят к успешному результату.

Ирина АГАРСКАЯ.