Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Остров невезения

28.04.2015

Нашумевший арест губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина, его этаполет в Москву с «приземлением» на нары следственного изолятора, причем не какой-нибудь «Матросской тишины» или «Бутырок», а самого «Лефортово» – «застенков» ФСБ – до сих пор «аукается», расходясь кругами волнений по бывшей глади  «политического болота» Дальневосточного федерального округа. Дело Хорошавина среди силовиков региона уже получило хлесткое определение «Сахалинского синдрома» – ситуации, при которой живительный вихрь антикоррупционной зачистки не останавливается на уровне исполнителей средней руки (метко называемых в таких ситуациях «стрелочниками»), а как торнадо поднимается до самых высоких властных кабинетов, вынося сановных «слуг народа». На фоне событий, которые продолжают разворачиваться в регионе, не последним остается вопрос о том, ограничится ли «антикоррупционная операция» территорией Сахалинской области или распространится и на другие субъекты Федерации… 

Казус Хорошавина

Следует отметить, что в постсоветский период ротации губернаторов на Сахалине вообще не проходили гладко. «Старожилы» правительства Сахалинской области до сих пор вспоминают историю, как в 90-е годы тогдашний губернатор Сахалинской области Игорь Фархутдинов вызвал к себе начальника областного архива чтобы посоветоваться – а не организовать ли в коридоре областной администрации «галерею» глав региона от царских времен Чехова и «Соньки – золотой ручки» и до наших дней? Естественно, нужны были фотографии, а лучше – портреты, которые могли сохраниться в архиве. При выполнении задания губернатора загвоздка возникла с периодом 30-40 гг. ХХ века – от руководителей того времени не осталось даже архивного следа, а сами они, как установили архивисты, сгинули в казематах ГУЛАГа… Хоть суеверные чиновники и истолковали сей факт как дурной знак, галерея все же появилась (портреты и сегодня висят на втором этаже одного из зданий Правительства Сахалинской области в Южно-Сахалинске). Правда, судьба родоначальника идеи сложилась трагически – Игорь Павлович с группой сотрудников областной администрации разбился на вертолете в августе 2003 года. Пришедший ему на смену вице-губернатор Иван Малахов руководил регионом до 2007 года, после чего ушел был отправлен в отставку в связи с утратой доверия президента из-за землетрясения, затронувшего Невельск и ряд других населенных пунктов юго-западного Сахалина.  В вину Малахову была поставлена нерасторопность, хотя тяжких последствий удалось избежать, а отставку местные политологи связывали в большей степени с лобби «Роснефти», поддерживавшей Хорошавина, который и стал следующим главой региона. Теперь же по-плохому оставил пост и сам Хорошавин, и вопрос о его судьбе остается открытым – даже если Александр Вадимович и не повторит судьбу предшественников первой половины прошлого века, то на его политической карьере уж точно можно поставить жирный крест… Так что пост губернатора Сахалинской области в последнее десятилетие является должностью опасной в самых разных смыслах – вышеописанная статистика увы, только подтверждает это…

Бурное море коррупции

Арест Хорошавина стал поводом для ожиданий дальнейших посадок – на самом разном уровне. Эту версию по сути подтвердили и представители правоохранительных органов, которые публично призвали чиновников Сахалинской области прямо и чистосердечно являться с повинной и заявлять как о собственных коррупционных злодеяниях, так и о преступлениях своих коллег… Пока, правда, громких посадок не было, но вот отставки сахалинских чиновников уже начались (как известно из практики, далеко не всегда предъявление обвинения предшествует отставке, бывает и наоборот…). Так, еще в марте прошлого года был задержан и этапирован в Хабаровск генерал-майор полиции, начальник УМВД по Сахалинской области Владислав Белоцерковский. Летом 2014 года был арестован и этапирован в СИЗО в Москву известный и влиятельный сахалинский предприниматель, бывший региональный парламентарий, руководитель Холмского порта, президент «Тихоокеанского Внешторгбанка» Николай Кран. В обоих случаях речь шла об обвинениях в деяниях коррупционной направленности.

В январе 2015 года сбор подписей за отставку мэра муниципального образования "Холмский" на Сахалине Олега Назаренко начали активисты движения "Поддерживаем решения Президента". Поводом к сбору подписей стало несвоевременное оказание медицинской помощи двум жителям Холмского района, к которым не смогли проехать из-за неочищенных от снега дорог кареты скорой помощи. В результате оба человека умерли – один в приемном покое районной больницы, так как был поздно доставлен, второй – дома, в Холмске, так и не дождавшись «неотложки». В феврале подал в отставку министр спорта Сахалинской области Олег Саитов. Судя по опубликованным в СМИ материалам, на него жаловались спортсмены, которым не оплачивались поездки на соревнования, общественники от спорта и молодежки, которым он не уделял должного внимания. В начале года разгорелся скандал в художественной гимнастике, непосредственным участником которого стал и министр – журналисты Сахалина писали об «оскорблениях, психологическом и физическом воздействии на детей» и прочих методах «активного обучения», практиковавшихся в детских спортивных учреждениях островного региона. «Исход» чиновников продолжился и после ареста и отставки Хорошавина. Правда, теперь уже это выглядит как «новая метла, которая по новому метет»… Причем, это самое выметание «сора из избы» находится вполне «в тренде» антикоррупционной политики и событий, ставших причиной отставки Хорошавина…

В роли «путинской метлы»

После ареста и отставки Хорошавина главной интригой был вопрос, кто же станет новым главой региона, в котором все вдруг оказалось столь неблагополучно, и пышным цветом расцвела коррупция? Судя по публикациям масс-медиа, первоначально в московских кабинетах обсуждались пять возможных кандидатур – вице-губернатор региона Сергей Караганов, Министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка, депутат Госдумы Георгий Карлов, сенатор Александр Верховский, и губернатор Амурской области Олег Кожемяко. В итоге победил последний – именно его Владимир Путин своим указом назначил временно исполняющим обязанности главы областного правительства (выборы губернатора теперь пройдут в Единый день голосования 14 сентября).

На взгляд эксперта, понимающего суть кадровой политики и политических реалий, то очевидно, что в этой «колоде» Кожемяко был практически безальтернативным «джокером». Караганов – человек не просто из команды Хорошавина, а его заместитель, отпадал практически сразу и присутствовал в списке номинально. Аналогична ситуация с Карловым и с Верховским – эти представители высшего государственного органа законодательной власти – Федерального Собрания – тоже выходцы с Сахалина, при этом с тем же Александром Верховским был связан ряд громких скандалов, а пост сенатора он занимает именно как представитель администрации Сахалинской области – т.е. того же Хорошавина… Александр Галушка (про выдвижение которого ряд СМИ написали, цитируя фамилию как Галушко – что является, по-видимому, показателем не самой широкой известности) мог бы стать «проходным» только за счет поддержки «большого брата» – полпреда президента в ДФО и вице-премьера Юрия Трутнева.

Олег Кожемяко же, помимо устойчивых связей в Москве, является опытным управленцем регионального уровня, и уже многократно зарекомендовал себя как «антикризисный» губернатор. «Звезда» Олега Николаевича начала всходить в Приморье – в перестроечные 80-е годы Кожемяко был одним из первых успешных кооператоров во Владивостоке, и его еще помнят молодым, передвигавшемся по краю на собственной «Ниве». В 90-е годы он становится совладельцем крупного рыбодобывающего предприятия – «Преображенской базы тралового и рефрижераторного флота» (ПБТФ) и ликероводочного завода «Арго», ряда других компаний. Тогда же он избирается депутатом Законодательного Собрания Приморского края, а позже – сенатором от Приморья. Именно начало 2000-х показало серьезный талант Кожемяко – помимо управленческой и предпринимательской жилки, сильного и волевого характера он оказался очень прозорливым и договороспособным политиком, что дано, увы, далеко не каждому бизнесмену. Кожемяко успешно находил общий язык и с полпредами и с губернаторами, которые как раз не могли похвастаться хорошими отношениями между собой (с Пуликовским и Наздратенко, к примеру).

Естественно, наиболее логичной целью для Кожемяко был пост губернатора Приморского края. Однако Олег Николаевич стал губернатором Корякского автономного округа, до столицы которого – Паланы – как известно, можно долететь только вертолетом из Петропавловска-Камчатского. Именно на уровне Корякии Кожемяко смог показать себя Москве как грамотный управленец и менеджер регионального масштаба, ибо при его активном участии прошло объединение Камчатской области и Корякского автономного округа в единый субъект Федерации – Камчатский край. Задача была не столько техническая, сколько политическая, поскольку Камчатка была традиционно «красной» территорией, а губернатор Михаил Машковцев позиционировался видным деятелем КПРФ. Объединение успешно произошло, однако губернатором нового края Кожемяко не стал, а был отозван в Москву, где работал до 2008 года советником главы администрации Президента РФ. С 2008 по 2015 года он возглавлял Амурскую область, и вот теперь стал ВРИО главы Сахалина. Помимо прочих заслуг «в активе» Кожемяко две государственные награды – Ордена за заслуги перед Отечеством 3 и 4 степеней и ученая степень кандидата экономических наук…

Политический путь Кожемяко за последние 15 лет представляется вполне логичным, поступательным движением вверх по карьерной лестнице. Правда, справедливости ради надо отметить, что недоброжелатели Олега Николаевича после его назначения в Южно-Сахалинск распускают слухи о том, что в Благовещенске-де у него все было не так уж хорошо, вот и вынужден он был перебраться в другой регион. В вину Кожемяко ставят два «эпизода» - скандал с многомиллиардным разворовыванием денег на строительстве космодрома «Восточный» и проблемы со строительством жилья для жертв наводнения на юге Дальнего Востока в 2013 году. Впрочем, эти «аргументы» слабоваты – космодром «Восточный» хоть и находится на территории Амурской области географически, но администрации субъекта Федерации никак не подчиняется, и является объектом прямого федерального ведения (ведь по аналогии почему-то никто не обвиняет, к примеру, губернатора Приморского края в бардаке на территории строящегося Океанариума!). Ситуация с жильем для пострадавших от наводнения тоже применительно к Амурской области не обсуждалась – на прошлогодней прямой линии этот вопрос Путину задавали жители северных районов Хабаровского края, а в 2015 году «слетел» с поста по такому обвинению губернатор Еврейской автономной области, так что если бы аналогичные претензии были к губернатору Амурской области, то они, по-видимому, уже были бы озвучены, в том числе публично…

Поэтому назначение Олега Кожемяко на Сахалин представляется весьма логичным, и его дальнейшие ходы предугадать несложно.

Выметание сора из избы

Первыми шагами Кожемяко на Сахалине стала «зачистка» чиновничьего аппарата – как качественная, так и количественная.

В апреле в островном регионе началось массовое сокращение региональных чиновников. С начала апреля штат помощников и советников губернатора области уменьшился более чем на треть. В отставку отправлен секретариат губернатора во главе с руководителем Екатериной Котовой, а новый секретариат, как заявил врио губернатор, будет меньше как минимум на 30%. Также покинули свои посты вице-губернаторы Сергей Караганов и Сергей Карепкин, первый заместитель губернатора Константин Строганов и работавший в Москве вице-губернатор Сергей Подолян. В связи с сокращением штата и прекращением срочных трудовых договоров уволены помощники и советник губернатора Хорошавина.

За «выметанием» из областного правительства конкретных высоких персоналий уже в ближайшее время последуют другие вполне логичные шаги – реструктуризация областной администрации, сокращение ее структурных подразделений и штатов. Так, уже заявлено о слиянии двух ведомств — министерства экономического развития и министерства инвестиций и внешнеэкономических связей. И это, судя по всему, только начало.

Главная идеология аппаратных реформ Кожемяко понятна – это борьба с коррупцией и бюрократией в масштабах отдельно взятого региона. Например отставка вице-губернатора Карепкина, курировавшего сельское хозяйство, ВБР, потребительский рынок, рядом СМИ истолкована именно так – недовольных руководством в островном рыболовном хозяйстве было достаточно, особенно в среде мелких и средних предпринимателей, а на  встрече с представителями рыбопромышленного комплекса Сахалина и Курил Кожемяко заявил, что «отныне никакого междусобойчика в отрасли не будет» – намек очевидно был на ситуацию 2014 года, когда согласно поданным документам, бюджетная помощь была оказана всего лишь 19-ти компаниям, которые, судя по всему, были «приближенными» к правительственным региональным структурам.

В ближайшее время «в расход» (в кадровом смысле) по-видимому пойдут и другие крупные чиновники, связанные с регионом. Многие эксперты, в частности, прогнозируют скорое завершение карьеры сенатора Александра Верховского, которого в Москве рассматривают как близкого Хорошавину, в том числе в деловых вопросах, человека (и тесно связанного с тем же вышеупомянутым бизнесом по добыче ВБР, кстати!)…

Как стало известно, с начала апреля функции заместителя губернатора — руководителя аппарата губернатора и правительства Сахалинской области с возложены на Александра Дернового, ранее занимавшего должность заместителя руководителя канцелярии президента, а позже помощника премьер-министра РФ Дмитрия Медведева – то есть на место местных чиновников приходят «варяги» из Москвы или других регионов, что представляется вполне логичным ходом, поскольку смена скомпрометировавшей себя команды на людей «со стороны» традиционно эффективный способ антикоррупционных и антибюрократических мероприятий, успешно применявшийся президентом Франции Де Голлем, главой Сингапура Ли Куан Ю и другими политическими лидерами...

 «Сахалинский синдром» и «материковое» развитие

Ситуация на Сахалине является показательной и для других регионов Дальнего Востока, поскольку практически везде можно найти коррупционные «огрехи», а озвученная представителями следственного комитета после ареста Хорошавина позиция «Неприкасаемых у нас нет» является звоночком прежде всего губернаторам и региональным чиновникам (да и московским тоже)…

Поэтому главной интригой остается вопрос о том, распространится ли живительное торнадо антикоррупционного очищения, зародившийся на острове Сахалин, на материковые территории необъятной страны, и если да, то как скоро?

Основное видимое звено в деле Хорошавина – публичный антикоррупционный скандал, точнее несколько, которые предварили отставку и арест главы региона и «зачистку» островной администрации. Одним из звоночков был «наезд» пропутинского «Общероссийского народного фронта», обвинившего в 2014 году Хорошавина в чрезмерных бюджетных тратах на PR и другие расходы. Именно один из лидеров ОНФ Александр Бречалов (случайно ли?) стал одним из первых публичных комментаторов отставки Хорошавина. В этом смысле, например, определенные «звоночки» все больше звенят для главы Приморья Владимира Миклушевского. Именно приморские власти в последнее время тот же ОНФ обвинил в чрезмерных неосмотрительных бюджетных тратах (а комментируя отставку Хорошавина федеральным СМИ тот же Бречалов назвал еще два субъекта – Приморский край и Свердловскую область – к которым «у ОНФ есть вопросы»), активизировались поиски уведенного за границу парома «Георг Отс», а контрольно-счетная палата нашла бюджетных нарушений в регионе в 2014 году на 2,5 миллиарда рублей. Большая часть нарушений пришлась на строительство моста через Золотой Рог — 1,9 млрд рублей, в исполнении программы «Чистая вода» от Примводоканала — на 501 млн, сотни миллионов необоснованно потрачены в области культуры, по коммуникационным вопросам — 19,9 млн, по программе «Информационное общество» — 7,6 млн. И т.д. и т.п.  Поэтому приморским властям как говорится, есть над чем подумать… Да, возможно, и не только приморским…

Юрий ПЕТРОВ