Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Почти всё российское мороженое оказалось некачественным

21.05.2021

Как сообщили изданию «Далекая окраина» в общественной организации по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива» (ОПИ), в связи с началом летнего сезона организация провела мониторинг качества и безопасности мороженого, реализуемого российским потребителям.

В основе мониторинга – материалы независимых экспертиз, организованных Роспотребнадзором и Роскачеством, а также административная и судебная практика надзорных органов.

В результате мониторинга установлено, что производители мороженого допускают множество нарушений, среди которых:

  • наличие в составе антибиотиков;
  • недостаточная жирность;
  • завышенное или заниженное содержание сухого молочного остатка [1];
  • наличие в составе крахмала;
  • несоответствие нормам кислотности;
  • наличие в продукте бактерий группы кишечной палочки;
  • заниженный по сравнению с указанным на упаковке вес;
  • наличие в составе растительных жиров и др.

Так, по данным Роскачества, менее 10% продукции не имеют никаких нареканий. Несоответствия были обнаружены у таких производителей, как «Айсберри» (ООО «Вологодское Мороженое» для ООО «ТД «Айсберри»), «Русский холодъ», «Чистая Линия», «Юнилевер» и др. Подробные результаты мониторинга ОПИ приведены в приложении.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о масштабной и систематической практике фальсификации мороженого и введении потребителей в заблуждение. Следует заметить, что по данным Россельхознадзора, в последние годы доля фальсификата на рынке молочной продукции составляет порядка 20%, а по некоторым категориям достигает 50% (Источники: Россельхознадзор, РБК, Росконтроль).

Как неоднократно отмечала ОПИ, существующих административных и технических решений недостаточно для пресечения подобной практики и предупреждения нарушений. Штрафы в несколько сотен тысяч рублей, конфискация продукции, а также риск административного приостановления деятельности (предусмотренные ст. 14.43 КоАП РФ), не останавливают нарушителей. Объем рынка мороженого в штучном выражении таков, что даже комплексные усилия надзорных органов не позволяют переломить ситуацию. А разветвленная товаропроводящая сеть и обширная география затрудняют изъятие продукции из оборота.

Таким образом, потребителям необходимо быть максимально внимательными при покупках данной продукции, а со стороны государства назрела объективная необходимость в новых действенных мерах, которые позволят не допустить реализацию опасных товаров гражданам.

ОПИ уже направило обращения к регуляторам, в котором просит ускорить процесс внедрения маркировки, как инструмента контроля за находящейся в обороте молочной продукцией, и распространить его на большую номенклатуру товаров.

[1] От качества СОМО зависит качества мороженого, как вкусовые (молочный вкус, аромат) так и физические (таяние, структура, кремовидность).


22 мая в компании Unilever дали комментарий по этому вопросу:

«Для брендов мороженого «Инмарко», которые входят в портфель компании Unilever, важно, чтобы продукция всегда соответствовала не только обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и Евразийского экономического союза, но и высоким стандартам, применяемым в компании Unilever во всем мире.
Результаты исследования, на которые ссылается организация «Общественная потребительская инициатива», были проведены АНО «Российская система качества» в 2018 году. Но даже если опустить факт давности исследований, по нашим оценкам, рынок отечественного мороженого, как на момент исследований, так и сегодня имеет достаточно высокую культуру соблюдения требований технических регламентов Таможенного союза к маркировке, безопасности и качеству продукции.

В рамках исследовании Роскачества в 2018 году из брендов «Инмарко» испытания проходило мороженое пломбир «Золотой стандарт» Классический в ванночке (после этого мороженое неоднократно и успешно проходило другие исследования). Так, показатели кислотности и СОМО (сухой обезжиренный молочный остаток) присутствуют в допустимой норме в продукции мороженого каждого бренда «Инмарко» и не могут быть причиной присвоения им статуса фальсификата. После получения результатов в 2018 году, компания Unilever обратилась к Роскачеству за повторным исследованием, в котором опровергла претензии к уровню СОМО. Также, при повторной проверке кислотности продукта выяснилось, что ее величина находится в допустимом пределе (менее 21 ГрадТ), а отклонения по органолептическим показателям отсутствуют. Мы с уверенностью можем заявить, что, как и в 2018 году, так и на сегодняшний день, мороженое брендов «Инмарко» соответствует всем необходимым стандартам. Сырье, используемое в производстве, проходит регулярный входной контроль, а сам производственный процесс находится под тщательным надзором, основанном на исключении любых возможных отклонений в его параметрах.
Отдельно отметим, что корреляция между информированием о качестве и безопасности продукта и маркировкой контрольными идентификационными знаками мороженого отсутствует. Возможность исключить фальсификацию мороженого не гарантирует, что оригинальный продукт будет безопасен и качественен. Следовательно, скорейшее внедрение «Честного знака» не решит вопросов качества и безопасности продукции на рынке. В свою очередь, как ответственный производитель, Unilever указывает на упаковке своей продукции расширенные данные о пищевой ценности, количестве сахара, насыщенных жирных кислот, соли и других показателях, а также постоянно работает над расширением линейки продукции и улучшением ее характеристик».

Далекая окраина