Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Расследование экологов: легализацию незаконного леса не могут остановить никакие препятствия

16.07.2021

Как сообщили изданию «Далекая окраина» в российском отделении Greenpeace, природоохранная организация Earthsight проследила путь незаконной древесины от незаконных рубок в Иркутской области до детской мебели в магазинах ИКЕА. Этот поток не могут остановить ни государственные, ни рыночные механизмы.

Международная организация Earthsight опубликовала большой доклад о расследовании незаконных рубок в Братском районе Иркутской области и поставки древесины с них на мировые рынки. В частности, речь идет об использовании этой древесины для изготовления детских кроваток для сети ИКЕА. В докладе содержатся комментарии экспертов Greenpeace, которые также много лет борются с незаконной рубкой лесов в России.

Главный вывод авторов доклада: препятствием для распространения древесины незаконного или сомнительного происхождения не стали ни государственные механизмы в России, Евросоюза США, ни системы добровольной лесной сертификации, в частности FSC и PEFC. Несмотря на то, что законов, препятствующих незаконным рубкам леса, становится все больше в разных странах, а экологическая сертификация становится чуть ли не обязательной практикой, они не способны остановить псевдосанитарные рубки в российской тайге и распространение незаконной древесины. 

Речь в докладе идет о коммерческой заготовке древесины под видом санитарных рубок — мероприятий, которые по закону должны проводиться для предупреждения распространения вредных организмов —  вредителей и болезней леса. Рубки проводились в защитных лесах, в основном вдоль водных объектов (Ангары, Братского водохранилища и притоков), а общий объем заготовленной древесины составил более двух миллионов кубометров. 

В докладе анализируется деятельность группы лесозаготовительных компаний, связанных с иркутским предпринимателем и депутатом Законодательного Собрания Иркутской области Евгением Бакуровым. Сообщается, что древесина поставлялась индонезийскому переработчику, а от него в виде мебели она попадала во многие страны, включая США, Великобританию, Германию, Францию как через сеть ИКЕА, так и другими путями. При этом формально поставщики обладали всеми необходимыми сертификатами, а продукция проходила все существующие процедуры, которые должны отделять древесину незаконного и сомнительного происхождения от заготовленной в результате экологически приемлемого, социально значимого и экономически жизнеспособного управления лесами.

Проблема с законностью заготовки древесины, о которой идет речь в докладе, давно стала предметом пристального внимания российских природоохранных организаций, в том числе Greenpeace. Так называемые санитарные рубки фактически превратились в инструмент для обхода различных запретов и ограничений на промышленную заготовку древесины в некоторых наиболее ценных категориях российских лесов, например, в водоохранных, зеленых, лесопарковых зонах, нерестоохранных полосах лесов вдоль рек, на особо охраняемых природных территориях.  

Пять лет назад Greenpeace и WWF в своем совместном заявлении призвали всех ответственных потребителей и переработчиков древесины отказаться от приобретения древесины, заготовленной при проведении санитарных рубок, без организации тщательной полевой проверки их законности.

В целом по стране волну псевдосанитарных рубок удалось приостановить. За последние десять лет доля санрубок в общем объеме заготовки древесины сократилась с 19% в 2011 году до 6% в 2020, и продолжает сокращаться сейчас. 

«К сожалению, не приходится сомневаться в том, что или им на смену придет какой-нибудь другой механизм обхождения законных ограничений на рубки наиболее ценных лесов, или законодатели попытаются просто отменить эти ограничения, как уже пытались сделать с нерестоохранными полосами несколько лет назад, — говорит руководитель лесного отдела российского отделения Greenpeace Алексей Ярошенко. — Причина проста: наше лесное законодательство основывается на идее “освоения лесов” без полноценного правильного лесного хозяйства. Такое бесхозяйственное лесопользование ведет к истощению освоенных лесов, а дефицит ценной древесины вынуждает лесозаготовителей или забираться с рубками все дальше и дальше вглубь сохранившихся остатков российской тайги, или вовлекать в промышленную заготовку древесины леса с охранным статусом». 

Greenpeace поддерживает предложенный авторами доклада набор рекомендаций, и полагает, что их выполнение может стать существенным вкладом в формирование будущей системы ответственного и бережного обращения с лесами.

К числу наиболее важных рекомендаций относятся: 

  • проведение детального расследования всех указанных в докладе нарушений и преступлений; 
  • незамедлительные меры по прекращению псевдосанитарных рубок в Иркутской области и в других регионах России; 
  • увеличение финансирования переданных регионам федеральных лесных полномочий до уровня, при котором лесохозяйственным организациям не придется искать криминальные заработки; 
  • отзыв неправомерно выданных сертификатов FSC и PEFC и лишение аккредитации выдавшего их органа по сертификации; 
  • создание ответственными лесопользователями и государствами систем противодействия импорту незаконно заготовленной и сомнительной древесины, основанных на более надежных инструментах, чем добровольная лесная сертификация.

Важнейшим условием наведения порядка в российских лесах, с точки зрения Greenpeace, является полный переход от нынешней экстенсивной, бесхозяйственной модели лесопользования к полноценному лесному хозяйству в наиболее освоенных человеком лесах, и к сохранению как можно большей площади доживших до наших дней диких лесов.

Далекая окраина