Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Свое сдавать на входе: автосервисы ставят новые условия ремонта

27.10.2021

Кризис запчастей в России продолжается — ассортимент продолжил сокращаться. При этом всё больше сервисов отказываются устанавливать комплектующие, заранее купленные автовладельцем. Где и как чинить свою машину сейчас и почему мастерские не боятся потерять клиентов — разбирались «Известия».

Осторожные закупки

Выбор автомобильных комплектующих в России сократился на 15–20%, сообщают специалисты компании Autodoc. По данным маркетплейса, если в январе 2021 года в сегменте тормозных колодок на конкретный автомобиль на российском авторынке было представлено порядка 50 брендов, то по состоянию на середину октября на складах поставщиков осталось меньше 40. Заметное падение наблюдается и в поставках масляных фильтров: если еще в начале года на складах продавцов автомобильных запчастей на конкретную модель автомобиля можно было выбрать моторное масло из порядка 100 брендов, сейчас их осталось меньше 70.

Такие изменения эксперты связывают в первую очередь с логистическими трудностями, а также с удорожанием материалов, колебанием валютных курсов, дефицитом микрочипов и непредсказуемостью спроса.

«Пока на рынке автомобильных автозапчастей в России наблюдается устойчивый спрос, в некоторых сегментах он растет. Например, в преддверии зимы мы наблюдаем сезонный всплеск спроса на расходные материалы — скажем, вдвое выросли продажи свечей зажигания, на 30–50% увеличился спрос на аккумуляторы, детали систем электропитания, смазочные материалы. Однако если экономическая ситуация будет ухудшаться, люди станут меньше ездить. Нельзя исключать и возможность новых локдаунов, которые также могут снизить частоту передвижений на личном автотранспорте. В этой связи продавцы стараются вести осторожные закупки автозапчастей впрок, чтобы потом не остаться с переполненными складами», — комментирует президент маркетплейса Autodoc.ru Владислав Соловьев.

В дальнейшем, по данным специалистов, дефицит будет только усугубляться. В первую очередь под удар попадут все электронные детали из-за продолжающейся нехватки в автомобильной индустрии полупроводников. Ведущие мировые производители автокомпонентов, такие как Continental и Bosch, с трудом успевают выполнять свои обязательство по первичной комплектации автомобилей, на выпуск запчастей для послепродажного обслуживания у них остается всё меньше ресурсов. На российском рынке запчастей уже ощущается нехватка некоторых деталей электроники: систем зажигания, генераторов, ряда датчиков.

Мнение Соловьева подтверждает и аналитик и основатель агентства Gruzdev-analyze Александр Груздев. По его данным, нехватка запчастей пагубно сказывается на сроках ремонта автомобиля и на качестве этого самого ремонта. Более того, под ударом находятся сами станции техобслуживания.

«Спрос рождает предложение, и пока известные бренды не могут решить свои проблемы, производители запчастей низшего ценового сегмента и контрафакта, стремятся поскорее получить свои деньги. В условиях высоких темпов инфляции водители, пытаясь сэкономить, покупают запчасти самостоятельно и становятся жертвами мошенников. Независимые СТО находятся между молотом и наковальней, поскольку проводить экспертизы нет ни времени, ни возможностей, а принимая водителей со своими запчастями, они рискуют получить претензию: ведь ответственность за запчасть нести именно им. В такой ситуации хочется отметить важность борьбы с контрафактом со стороны производителей, важность проверки поставщиков со стороны дистрибьюторов и ответственных действий и установки лишь запчастей от проверенных оптовиков со стороны СТО», — комментирует Груздев.

Автосервис обязан давать гарантию

Действительно, суд часто встает на строну клиента, приехавшего со своими запчастями. Так случилось и с жительницей Магнитогорска, которая подала иск из-за некачественного ремонта навесного оборудования двигателя, что привело к полной невозможности ездить на автомобиле.

Когда машину отбуксировали обратно на сервис, выяснилось, что причиной нарушения работы двигателя стало слабое крепление ролика-натяжителя к двигателю и ослабление ремня ГРМ. При этом все детали для ремонта покупались отдельно, но, несмотря на это, СТО пришлось выплачивать за поломку автомобиля, так как по закону именно сервисная станция несет ответственность за исход ремонта.

«Многие автовладельцы просто не в курсе своих законных прав. Если у вас случилась поломка после каких-либо манипуляций с автомобилем в автосервисе, независимо от его уровня, вся ответственность лежит на СТО. Автосервис обязан давать такую же гарантию на запчасти и на замену технических жидкостей, предоставленные автовладельцем, как и в том случае, если бы автовладелец приобрел такие же запчасти в автосервисе в комплексе с работами», — комментирует сооснователь и директор международной сети автосервисов Fit Service Данил Соловьев.

Соловьев отмечает, что для своей безопасности некоторые автосервисы, принимая клиентов со своими запчастями, стали делать пометку в заявке-договоре, что они не несут ответственности за запасные части, привезенные клиентом.

«Такие автосервисы вводят в заблуждение клиентов, поскольку по закону они в любом случае обязаны дать гарантию и суд встанет на сторону пострадавшего потребителя. Другой вопрос, что такими пометками они сбивают с толку автовладельцев, а те в случае поломки попросту не обращаются за гарантийными обязательствами», — заключает директор сети автосервисов.

Со своим нельзя

Чтобы обезопасить себя и клиентов, теперь многие станции технического обслуживания не принимают автовладельцев с купленными ранее запчастями.

«Одна за другой независимые СТО по всей России принимают решение отказывать в услугах клиентам с собственными запчастями. Уверен, такой шаг пойдет на пользу и автовладельцам, и отрасли. Клиент не тратит свое время на поиск нужных деталей, доверяет эту работу профессионалам, которые, в свою очередь, дают гарантию и на выполненную работу, и на запчасть. Автовладелец не несет финансовых потерь из-за некачественных услуг и контрафактных запчастей», — отмечает Соловьев.

По словам других предпринимателей, клиенты в большинстве отреагировали на новые правила позитивно.

«Для тех, кто привык заниматься самостоятельным подбором запчастей, это оказалось неожиданным решением, и, возможно, они обратились в другие автосервисы. Учитывая, что изначально таких клиентов было не очень много, мы не заметили изменений. Наша задача — сэкономить людям время, а это очень важный ресурс для многих наших клиентов», — комментирует руководитель автосервиса «Оживляющий гараж». Виталий Трошин

Общую лояльность клиентов к принятому решению подтвердили и мастера из Fit Service.

«Глобально ничего не изменилось. Явного негатива со стороны клиентов нет. Да, бывают единичные случаи, но, как правило, такие клиенты имеют твердые убеждения по технологии ремонта и процессам сервиса. При этом общая удовлетворенность клиентов не снизилась, а в некоторые месяцы даже выросла», — комментирует Данил Соловьев.

Автосервисы отмечают, что хоть и ощущают дефицит, но он не сильно сказывается на возможности проведения работ.

«В особом дефиците сейчас микрочипы и всё, что связано с микроэлектроникой. В целом же нельзя сказать, что мы столкнулись с проблемой нехватки запчастей. Да, некоторые заводы имеют проблемы с перебоями в поставках, но аналоги других производителей покрывают возникший спрос. К тому же мы работаем напрямую со многими брендами и дистрибуторами, что позволяет нам оперативно пополнять актуальный запас на складах», — рассказал Соловьев.

При этом бизнесмен сознается, что кризис все-таки влияет на работу автосервиса. По его наблюдениям, цены на работы поднялись в среднем на 7% по состоянию на 1 октября. По итогу года ожидается рост цен на услуги порядка 16–17%. Такой скачок Соловьев связывает с общим поднятием цен: подорожали автомобили, недвижимость, все основные ресурсы из-за нехватки их на рынке, оборудование, энергоносители, выросли налоги; как следствие, это повлекло рост заработных плат. Автосервисы вынуждены поднимать цены на услуги, чтобы сохранить приемлемый уровень рентабельности, повысить заработную плату сотрудникам, поскольку у них также выросли расходы.

Где и чем ремонтировать автомобиль?

В сложившееся ситуации многим автомобилистам непонятно, где и как ремонтировать автомобиль. С одной стороны, они не имеют выбора запчастей и приходится покупать то, что есть. А с другой — даже с купленными деталями не все сервисы согласятся принять в работу машину и придется соглашаться на их запчасти либо ремонтировать машину в гараже. При этом рынок автомобилей с пробегом постарел, и если раньше начинающий ломаться автомобиль было проще продать, то теперь из-за кризиса люди вынуждены искать способы чинить машину

«Как правило, владелец двухлетнего автомобиля не будет сдавать его в трейд-ин, не будет продавать его, чтобы купить новый, так как автомобиля нет, а чтобы его не ждать, нужно заплатить на 5 млн больше от прайсовой стоимости. К этому, конечно, мало кто готов, поэтому хорошие авто не выставляют — ждут улучшения рынка. Также увеличился средний срок эксплуатации: если раньше он был два года, а средний пробег составлял 20 тыс. км в год, то сейчас владельцы стали эксплуатировать автомобиль намного дольше», — отмечает Денис Мигаль, генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto.

Эксперты всё же советуют выбирать сервисы, а не гаражи, которые не дают никаких гарантий.

«Крупные автосервисы способны финансово отвечать за свои действия. [Лучше всего] сервисы с застрахованной ответственностью, где страховка может покрыть гарантийный ремонт или выплату. Если доверять устным заверениям, потом будет мучительно больно наблюдать закрытые ворота гаража. И владельца гаража тоже можно понять — у него просто нет финансовой возможности выплатить такую крупную сумму, он сразу обанкротится», — считает Александр Груздев.

Эксперт напоминает, что неважно, со своими запчастями приехал автомобилист или приобрел их на месте в автосервисе: станция полностью несет ответственность за выполненные работы. Клиент вправе требовать выполнения гарантийных обязательств, в противном случае просто может обратиться в суд.

«Известия»

Далекая окраина