Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Театр и абсурд

28.04.2015

Сфера культуры в Приморском крае в последнее время все чаще упоминается в негативном ключе. Причем полбеды было бы, если бы речь шла о традиционной проблеме людей творческих – зависти, обидах, соперничестве и т.д. (чего, справедливости ради стоит сказать, повсюду в творческой среде хватает), но речь-то идет о делах гораздо более серьезных – ни больше ни меньше как о чрезмерных растратах бюджетных средств и о неэффективном управлении сферой культуры вообще (а может и того хуже, но это уже, как говорится, на усмотрение «компетентных органов»). «ДО» уже неоднократно писала об этой проблеме, в частности в прошлом номере мы давали прогноз, что в ближайшее время могут быть обнародованы весьма нелицеприятные факты финансово-бюджетной распущенности чиновников от культуры региона, которые исследовала Контрольно-счетная палата (КСП) Приморского края. Увы, наш прогноз подтвердился, и «гром» грянул в начале апреля, когда общие итоги проверки КСП были обнародованы на заседании комитета по социальной политике и защите прав граждан Законодательного Собрания Приморского края. Причем «раскаты» этого грома покатились со Светланской 22 (сиречь из «белого дома») в «казенный дом» на Фонтанную, 51 (в прокуратуру). Впрочем, обо всем по порядку…

«И потому здесь неприглядный вид…»

Следует отметить, что культура, безусловно, не является единственной «болевой» точкой в крае с точки зрения качества работы чиновников и необоснованных растрат бюджета. Само собой, что первые места занимают более «бюджетоемкие» отрасли краевого хозяйства, такие как, например, строительство. Вместе с тем, даже отдельные «грешки» менеджеров от культуры даже на общем фоне выглядят весьма показательно, особенно учитывая традиционный стереотип восприятия данной сферы, да и «социалки» вообще как сугубо дотационной отрасли. Так, согласно официальному докладу руководства КСП, в 2014 году в Приморье при расходах бюджета в 66 миллиардов рублей на 2,5 миллиарда приходятся разнообразные бюджетные нарушения. При этом только один из «культурных» объектов – Театр оперы и балета (ТОиБ) – перерасходовал бюджета более чем на 200 миллионов рублей, то есть почти на 10% от всех финансово-бюджетных нарушений в крае в минувшем году. Поэтому говорить о сфере культуры в Приморье как о чем-то второстепенном было бы по меньшей мере наивно – при таких объемах нецелевого расходования бюджетных средств, да еще и в кризисные времена, когда каждая копейка на счету, эту отрасль можно рассматривать как очень выгодный бизнес для определенных людей. Тем более, что многие отраслевые проблемы, которые активно обсуждались еще в прошлом году, так и не были решены, и даже напротив, усугубились, что свидетельствует либо о нежелании «культурных менеджеров» из решать, либо об их профессиональной непригодности. При этом заложниками остаются живые люди – как работники учреждений культуры самых различных уровней, так и мы с вами, то есть простые зрители, слушатели, читатели и т.д. – то есть все те, ДЛЯ КОГО И ДОЛЖНЫ РАБОТАТЬ ЧИНОВНИКИ…     

«Реальное искусство в наш век сильнее ста ракет…»

Именно про то, что искусство сильнее оружия, с сатирическим уклоном, помнится, пелось в известной песне на стихи Юрия Визбора. Эта строфа в не менее сатирическом прочтении оказалась характерна для искусства в Приморском крае. Как выяснила КСП, проблемой являются постоянные задержки с выплатой заработной платы деятелям искусства. На заседании «социального» комитета ЗАКСа выяснилось, что работники основных приморских театров на настоящий момент получили только чуть более 40% заработной платы. При этом попытка представителей Департамента культуры ПК «перевести стрелки» на финансовый департамент «белого дома» успехом не увенчалась – руководитель последнего Татьяна Казанцева   сообщила парламентариям, что ее ведомство выполнило заявку департамента культуры в полном объеме, то есть сколько денег просили, столько и дали.  Правда, не все деятели мельпомены оказались обойдены финансовыми благами – к примеру, один из достойных руководителей оперного театра умудрился помимо основной зарплаты получить двухмиллионное вознаграждение за… свои же обязанности, которые выполнял в соответствии с должностной инструкцией. Но так повезло далеко не всем. Поэтому в Драмтеатре Горького из-за всей неразберихи нашли традиционный выход – от имени дирекции (театра, но не департамента культуры, как видимо следовало бы!) вывесили объявление с извинениями перед труппой и просьбой подождать…  

"В российских селах не танцуют твиста…»

Как выяснилось на «разборе культурных полетов», хроническое недофинансирование характерно не только для краевых учреждений культуры. «Попали» и многие муниципальные культурные учреждения. По официальным данным, к примеру, власти трех муниципальных районов недополучили 30% финансирования на расчет с подрядчиками за уже выполненный ремонт объектов культуры. Представитель департамента культуры по данному поводу заявил, что администрации районов некорректно заполнили документы, а учреждение, в котором он работает, лишь «передаточное звено». Подобная позиция из разряда «сам дурак» в общем-то является достаточно типичной в подобных ситуациях, при этом опять же заложниками остаются вполне конкретные живые люди. Учреждения культуры «низового уровня» - поселковые клубы, районные дома культуры, муниципальные библиотеки и т.д. – вообще традиционная «боль» Приморского края. При этом универсальная позиция чиновников «переводить стрелки» во все возможные стороны все чаще дает сбой. Так, в 2014 году скандал разразился с сельским клубом в поселке Тимофеевка Ольгинского района Приморья. Сначала клуб довели до практически аварийного состояния, а потом собирались закрыть (а именно в таких учреждениях и сконцентрирована вся детская и взрослая самодеятельность в небольших населенных пунктах). Вопрос решился после того, как местные жители обратились лично и напрямую к губернатору в рамках «Большого объезда» по городам и районам края в преддверии выборов, а также «продублировали» свою «телегу» в ОНФ. В итоге губернатор пообещал деньги выделить и клуб не зарывать. Однако люди, мало-мальски знакомые с ситуацией в регионе, прекрасно знают, что такая проблема – скорее правило, нежели исключение, и понимают, что в режиме «ручного управления» губернатор «на набегается» такие вопросы решать в масштабах края – в то время как краевой департамент культуры ответствует, что он лишь «передаточное звено» и что «документы заполнены некорректно»…

«А также в области балета мы впереди планеты всей»

«Главным фигурантом» отчета КСП, помимо непосредственно Департамента культуры края, который как выяснилось слабо контролирует как исполнение бюджета, так и дела в отрасли в целом, уже традиционно оказался Театр оперы и балета. Сие учреждение, на которое краевые власти в прошлом году попросили у Москвы ни много ни мало 900 миллионов рублей ежегодного бюджетного финансирования, и который уже решено «отабличить» вывеской филиала знаменитой «Мариинки», стал воистину «черной дырой» приморского культурного бюджета.

Скандалы, напомним, начались в прошлом году, когда руководство театра начало тратить десятки миллионов рублей на рекламную кампанию (еще в стадии формирования труппы, репертуара и т.д.). Претензии тогда были озвучены на уровне Заксобрания, но услышаны не были. И к неутешительным выводам пришли аудиторы, проанализировав деятельность театра в 2014 году в сравнении с 2013. При выполнении госзадания театр перерасходовал в 2013 году 31,6 млн рублей, а в 2014 году уже 546 млн рублей, что в 1,6 раза превышает утвержденный на 2014 год объем субсидий (хорошо, что Москва не дала просимые 900 миллионов, освоили бы миллиарда два-три, не меньше!). Это стало возможным в связи с отсутствием репертуарного плана на 2014 год, а также применением департаментом культуры края для расчета размера субсидий на выполнение госзадания завышенных нормативов. В итоге перевыполнение госзадания составило 4,8 раза по созданию постановок и 1,5 раза по показу. При этом администрация театра умудрилась обвинить в этом… жителей и гостей Владивостока! Так, худрук Приморского театра оперы и балета Антон Лубченко заявил, что «перевыполнение госзадания связано лишь с тем, что в таком малонаселенном пункте как Владивосток, легко наскучить зрителю одними и теми же постановками». Иными словами, постановки театра очень быстро наскучивают зрителям, продажи билетов падают и надо делать новые постановки (по-видимому, получая за это сверхнормативные премии, как описано выше!). При этом другие театральные площадки города и края при гораздо меньших затратах имеют больший успех, поэтому речь, по-видимому, в большей степени не о менталитете зрителей, а о качестве самих постановок…

Нехорошим «душком» попахивают и многие «небалетные» затраты любимой культурной площадки приморского губернатора. Так, аудит выявил незаконные расходы в сумме 21,6 млн рублей, в том числе по эксплуатации здания. Кроме того, театр оказался заказчиком… консультационных услуг. Некая малоизвестная фирма за неоказанные консультационные услуги и практическую помощь в эксплуатации отдельных систем и оборудования здания театра получила 7,8 млн. «целковых». Позиция «театралов» свелась к тому, что «была проблема с документооборотом, в том числе с отчетностью по исполнению контрактов» и «на самом деле работа по консультациям была проведена»… В общем, в департаменте культуры неправильно документы оформляют отделы культуры муниципалитетов, а в театре – подрядчики, оказывающие таинственный «консалтинг».  При этом культурное ведомство края, и подведомственные учреждения как бы и не при делах…

«Открой, он говорит, мне главный ваш секрет…»

Ситуация с ТОиБом уже в ближайшее время должна повлечь комплексную проверку и театра, и департамента культуры прокуратурой, куда все материалы обещали оперативно передать депутаты, одновременно потребовав от губернатора «низложения» директора департамента культуры Анны Алеко (которая на заседание комитета ЗАКСа не явилась, но была замечена в «белом доме», прокомментировав любопытствующим журналистам одного из информагенств, что находится на больничном и в здании АПК оказалась «случайно»!). Уход «на бюллетень» Анны Николаевны совпал по времени с еще одной невзгодой – проверкой комиссией Минкультуры исполнения департаментом полномочий по охране памятников («Владивостокской крепости» и иных исторических и культурных бастионов региона). Это действо, как говорят сведущие чиновники от культуры, тоже принесло неутешительные плоды в виде акта с замечаниями и предписания об устранении нарушений. Поэтому «на повестке» остается главный «секрет» «околокультурных» страстей – примет ли губернатор кадровые, организационные, финансовые и другие радикальные решения в отношении своих подчиненных и «культурных менеджеров», которые, казалось бы, назрели давным-давно, но так пока и не произошли…
Павел СОМОВ