Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Утомленные фаст-фудом

28.04.2015

В начале апреля этого года, режиссер Никита Михалков, которому не удалось добиться, чтобы каждый пользователь интернета платил его предприятию отчисления за подключение, придумал новый способ поправить свои финансовые дела. Михалков и его брат-режиссер Андрей Кончаловский попросили у президента Путина миллиард рублей на создание своей сети быстрого питания. Просьба была оформлена как патриотический порыв: сеть михалково-кончаловских фастфудов предполагается альтернативой сети McDonald`s.

Скромное начинание

На запуск пилотного проекта по открытию сети кафе-кулинарий под брендом «Едим дома!», который принадлежит Юлии Высоцкой, партнерам нужно около 1 млрд руб., окупить эти затраты они планируют примерно через пять лет.

Помимо кафе режиссеры намерены открыть региональные фабрики-кухни, которые будут снабжать «на 30–40% региональными продуктами» не только заведения под брендом «Едим дома!», но и социальные учреждения, в том числе детские дома и интернаты. Пилотные проекты предлагается реализовать в Московской и Калужской областях: там построят две фабрики-кухни, откроют 41 кафе и 91 кулинарию.

Делая акцент именно на «социально-политическом характере проекта» (будут в числе прочего кормить детишек в детдомах), братья просили поручить осуществление проекта «Едим дома!» правительству РФ.

В  письменном комментарии для СМИ, Андрей Михалков-Кончаловский сообщил, что:

- «Едим дома!» уже более 10 лет является самой рейтинговой кулинарной программой, получила три премии ТЭФИ — как лучшая развлекательная программа в 2007 году, как лучшая утренняя программа в 2014 и еще одной награды была удостоена Юлия Высоцкая как лучшая ведущая утренней программы.

У передачи в России многомиллионная аудитория, и из самых разных городов постоянно приходят просьбы открыть кафе «Едим дома!» — люди хотят иметь возможность попробовать настоящую Юлину кухню. Мы почувствовали, что назрела потребность создания сети общественного питания с общедоступной здоровой национальной едой.

Сейчас в связи с санкциями российский рынок сельскохозяйственной продукции оживился, государство выразило готовность содействовать в развитии малого и среднего бизнеса, есть интерес потребителей — совпадение этих факторов очень хорошо ложится на идею создания сети кафе-кулинарий «Едим дома!».

Мы вышли с предложением о создании государственной программы по развитию предприятий общественного питания национальной еды".

В McDonald`s — крупнейшей в России иностранной сети фастфуда, поспешила заявить, что не боятся появления конкурента. "У рынка питания в России большой потенциал для развития",— сообщили в пресс-службе московского офиса McDonald`s. Гендиректор сети "Теремок" Михаил Гончаров считает появление новых точек общепита с участием государства отличной бизнес-идеей: "Конкуренции всех уже научил McDonald`s: в радиусе 3 км от его ресторана не имеет смысла открывать бюджетную точку питания". Для открытия одного кафе потребуется около 10 млн руб., еще 100-200 млн руб. потребуется на фабрику-кухню, подсчитал господин Гончаров. Это без учета расходов на персонал, уточняет эксперт. "Чтобы проект окупился в заявленный срок, средний чек в кафе должен быть не ниже 350 руб.",— добавил он.

Наркомат питания из прошлого

Но все это уже было в СССР. Фабрики-кухни, кафе-кулинарии, столовые и рестораны - так называемый советский общепит, сформировавшихся в 1920-1930-е годы и сохранявших свое значение вплоть до распада советского государства.

Цели были такие:

- централизация поставок;

- стандартизация рецептуры;
- преодоление старого сословно-классового деления общества, что вело к своеобразной «демократизации» питания, упрощению рецептов, распространению технологий, позволяющих готовить пищу быстро, из наиболее простых, дешевых и общедоступных продуктов.

А что делает McDonald`s и прочие заведения фаст-фуда? Да, практически, то же самое. Но есть нюансы – в СССР все было натуральное, без консервантов и прочих ГМО.
Стоит заметить, что сперва с Советском Союзе, упор делался на дешевизну и простоту продуктов в приготовлении (что, в свою очередь способствовало принятию решения о массовом производстве тех или иных продуктов и полуфабрикатов). Пищевая индустрия СССР формировалась в качестве единого взаимосвязанного комплекса, работа которого должна была не только обеспечить советского человека необходимым количеством продуктов питания, но и сформировать его потребление, ежедневную диету, соответствующую потребностям современного индустриального общества.

Вкус стоял не на первом приоритете. Но затем ситуация начала меняться.

Из употребления некоторые продукты, связанные с традиционной «аристократической» или «буржуазной» кухней, но и наоборот, целый ряд кулинарных практик, ранее считавшихся элитными, неожиданно становятся массовыми. Одним из характерных примеров было повсеместное распространение домашнего чаепития - практики совершенно неведомой массовым низовым слоям российского общества в дореволюционный период, когда чай принадлежал к числу дорогих «колониальных товаров».

Начала внедрятся и другая «экзотика»:

«Сыроделие у нас отстало, и мы должны его быстрее развивать. Еще не все понимают вкус сыра, но нужно будить вкус к нему», призывает нарком Микоян. «Многие люди нашей страны не видели ряда продуктов, вырабатываемых нашей пищевой промышленностью, не знают о них. Недавно мне рассказывал один товарищ, что колхозник купил в фруктовом магазине 10 мандаринов, стал их есть с кожурой. Откусил
- горько, не понравилось. Тогда ему разъяснили, что сначала кожуру нужно снять, а потом кушать. Он попробовал: вкусно. Как видите, нужно даже учить есть мандарины. У нас еще встречаются люди, которые никогда не видали их, как и многого другого».

Об огромном значении фабрик-кухонь, за воссоздание которых так ратуют наши режиссеры, в послереволюционные годы пишет и В. Похлебкин: «С чисто технической стороны общественное питание представлялось сразу после революции теоретикам как широкая сеть фабрик-кухонь и столовых... обеспечивающая огромные массы потребителей быстро и качественно горячим питанием в течение суток.».

Правда, цели их создателей в СССР, были несколько иными:

«…В 1923 году было образовано паевое товарищество «Народное питание». Своей задачей «Нарпит» считал борьбу за организацию социалистического общественного питания и вытеснение частного капитала из этой сферы..».

И, наконец, реформаторами двигало стремление «освободить женщину от угнетенного положения в семье и сделать ее активным участником «социалистического строительства» усиливает эти же тенденции, поскольку борьба с «кухонным рабством» способствует распространению общепита в качестве альтернативы домашней кухне».

Происходившая в СССР кулинарная революция почти полностью вытеснила из массового обихода продукты домашнего изготовления. Микоян считал это одним из важных завоеваний нового строя. В 1936 году в газете «За пищевую индустрию» он писал: «Особенно много еще приготовляют дома всяких пирогов, пирожков, блинов, пельменей. Но как только налаживается в том или ином городе фабричное производство хорошего качества булочек, булочных изделий, всяких пирожков, пельменей и др., все охотно начинают их покупать, бросают домашнее приготовление, да это и понятно. Современная советская женщина должна освободиться от примитивного труда, от обидной тяжелой домашней работы. Когда женщина видит, что за тот час, который она потратила на приготовление пищи дома, она может, работая на фабрике, сделать в десять раз больше и купить на свой заработок все необходимые товары, она старается от домашнего производства пищи отказаться».

Кафе-кулинарии в Советском Союзе и были призваны облегчить быт вечно трудящихся советских граждан. Там можно было купить мясные и рыбные полуфабрикаты, отваренные овощи и яйца, суповые овощные наборы и тесто (пельменное и дрожжевое). В кондитерском отделе во множестве продавались булочки, блины, беляши, пирожки и пирожные всех мастей. В "Кулинарии" можно было перекусить, стоя за высокими круглыми столиками с крючками для сумок. Запахи в "Кулинарии" перемешивались и составляли вкусный симбиоз печёных в масле беляшей, свежей ванильной сдобы и ячменного кофе.

Сегодня этот ассортимент можно значительно расширить, что, собственно и делают в многочисленных супер-маркетах, и средних размеров магазинах, которым уже привозят готовое. А уж полуфабрикатов развелось… в любой забегаловке. И по факту они уже выполняют сегодня ту роль, что отводил Наркомат Питания СССР кафе-кулинариям и фабрикам кухням.

Халявы не будет

Впрочем, инициативу братьев режиссеров чиновники не поддержали:

«Правительство отказалось финансировать из бюджета проект Никиты Михалкова и Андрея Кончаловского по созданию сети общепита. Такое решение было принято на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича. О результатах совещания рассказала его пресс-секретарь Алия Самигуллина. По ее словам, проект может претендовать на поддержку в общем порядке в рамках программы содействия малому и среднему бизнесу.

Вместе с тем, Михалкову и Кончаловскому пообещали поддержку в виде государственных гарантий по кредиту, который будет привлечен для финансирования 70 процентов расходов. Кредитором может стать Сбербанк. Финансирование остальных 30 процентов стоимости проекта должен обеспечить инвестор.

По данным РБК, Андрей Кончаловский, присутствовавший на совещании у Дворковича, согласился с такой схемой.

«Было подтверждено, что для реализации проекта не требуется бюджетной поддержки. Проект будет претендовать на участие в существующих механизмах поддержки малого и среднего бизнеса в общем порядке», — сообщила Самигуллина.

Найдется ли у семьи Михалковых-Кончаловских своих 300 000 000 рублей, для вложения в проект, мы, видимо, скоро узнаем. И если да, то с интересом попробуем, чего такого особенного они предложат потребителям. Не скатиться ли со временем, их персонал до воровства продуктов, порчи оборудования, как это было в Советском Союзе? Не начнут ли они «оптимизировать расходы», экономя на качестве? И тогда в кулинарии, детские дома и интернаты будут завозить «осетрину второй свежести», и лимонад с «ароматом идентичным натуральному»….

Костя Гадюкин