Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

В России проблемы с качеством упакованной питьевой воды

01.07.2021

Как сообщили изданию «Далекая окраина» в общественной организации по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива», в ходе мониторинга организация изучила результаты экспертиз более 226 наименований упакованной питьевой воды по всей стране. У 76% наименований продукции обнаружены те или иные нарушения. В категории минеральной лечебно-столовой воды в 67% производимой продукции найдены нарушения по составу или несоответствия обязательным требованиям к потребительской информации. Несоответствия были обнаружены у таких торговых марок, как «Боржоми», «Архызская», «Кубай», «АРЗА», «Пилигрим», «Эдельвейс Л» и др. (см. Приложения).

По данным мониторинга, указанные торговые марки нарушают установленные требования и (или) вопреки предписаниям законодательства сознательно не размещают на бутылках предупреждающие надписи об ограничениях по использованию и рисках для здоровья, чтобы не снижать потребление и спрос на производимую продукцию.

Подобные нарушения при чрезмерном употреблении населением продукции могут вызвать негативные последствия для организма, так, в частности, у человека может возникнуть язвенная болезнь желудка, брадикардия, ишемическая болезнь сердца, подагра, почечнокаменная, желчнокаменная и мочекаменная болезни, дисфункция щитовидной и околощитовидной желез, аутоиммунный тиреоидит и т.д. (см. Приложения).

«Химический состав минеральной воды специфичен и подходит далеко не всем, тем более не для каждодневного потребления. У некоторых торговых марок согласно сведениям на этикетке, содержание кальция и магния может быть ниже или, напротив, выше оптимальных значений, а содержание гидрокарбоната и общая минерализация – зачастую значительно выше научно установленных оптимальных показателей. Как результат, постоянное потребление воды с таким составом содействует формированию физиологических рисков – возникновению либо усугублению различных заболеваний костно-мышечной, сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной, иммунной и других систем организма» - отмечает председатель «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов.

При этом следует иметь в виду, что Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части маркировки» (подп. 8 п. 1 ч. 4.1 ст. 4) в совокупности с Техническим регламентом Евразийского экономического союза «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду» ТР ЕАЭС 044/2017 (п.п. 35, 42) прямо предписывают указывать на маркировке не только рекомендации, но и ограничения по использованию (применению), если без них использование продукции может причинить вред здоровью потребителей.

Отдельного внимания заслуживают нарушения, регулярно выявляемые надзорными органами в данной продукции. Речь идет о введении потребителей в заблуждение относительно состава, сокрытие обязательной информации о товаре (см., например, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда № 09АП-33503/2018 от 06 августа 2018 г. по делу № А40-73589/18, Постановление Калужского районного суда № 5-131/2016 от 02 марта 2016 г. по делу № 5-131/2016). Так, на недостоверность маркировки воды «Боржоми» и других марок недавно указывало Роскачество. То есть покупатели не просто подвергают риску свое здоровье, но и даже будучи осведомленными о требуемых им свойствах воды, могут потреблять нежелательную по составу продукцию с неизвестным составом.

По словам Олега Павлова, ситуация усугубляется агрессивной рекламной и маркетинговыми кампаниями, которые призывает к активному потреблению минеральной воды, не предупреждая потребителей о рисках и ограничениях.

Регулярно фиксируемые многочисленные случаи фальсификации и сокрытия от потребителей обязательной информации, выявление нелегальных производств воды уже послужили причиной внедрения государством системы прослеживаемости данного вида продукции. Однако это не отменяет необходимости изменения подхода производителей минеральной лечебно-столовой воды к надлежащему информированию потребителей об ограничениях и противопоказаниях.

«ОПИ уже направила обращение регуляторам с просьбой вмешаться в ситуацию с сокрытием обязательной информации и введением потребителей в заблуждение. Однако до тех пор, пока обнаружившиеся недостатки не устранены у некоторых производителей минеральной воды, к приобретению такой продукции стоит относиться с разумной осторожностью. Как и к приобретению и потреблению любой другой природной минеральной воды, особенно относящейся к категории лечебно-столовой и лечебной», - считает председатель «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов.

Далекая окраина