Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Владивостокская таможня: о цифровизации и автоматизации в 2021 году

28.10.2021

Автоматическая регистрация и выпуск деклараций, сканирование контейнеров мобильным инспекционно-досмотровым комплексом и система управления рисками - современные таможенные технологии, которые позволяют Владивостокской таможне в короткие сроки проводить документальный и фактический контроль.

Начальник Владивостокской таможни Олег Ануфриев: Центр электронного декларирования (ЦЭД) Владивостокской таможни осуществляет электронное декларирование товаров и документальный контроль. Внедрение электронного декларирования началось еще в 2002 году. До этого времени абсолютно все документы подавались в бумажном виде, что значительно увеличивало время оформления товаров. Созданный в 2011 году Владивостокский ЦЭД стал одним из первых в России. Тогда общий массив деклараций составлял порядка двух тысяч деклараций в год.

Сегодня штат Владивостокского ЦЭДа составляет 190 человек. С начала 2021 года им оформлено более 320 тысяч деклараций. С запуском автоматизации таможенных процессов упростилась и ускорилась регистрация и выпуск деклараций. Среднее время регистрации и выпуска деклараций в автоматическом режиме на сегодняшний день не превышает семи минут. С начала 2021 года Владивостокский ЦЭД автоматически зарегистрировал более 261 тысячи деклараций, выпустил – более 62 тысяч деклараций (рост на 30% и 67% соответственно).

С февраля 2021 года в соответствии с алгоритмом новой автоматической диспетчеризации декларации на товары, перемещаемые водным транспортом в Дальневосточном регионе, автоматически перераспределяются во Владивостокский ЦЭД.

Система управления рисками позволяет сократить время таможенного оформления, сделать работу таможни более предсказуемой и прозрачной. Программа определяет товары и транспортные средства международной перевозки, подлежащие таможенному контролю, а также определяет формы и степень проведения таможенного контроля. Среднее время выпуска ввозимых безрисковых товарных партий составляет менее полутора часов.

В рамках Стратегии развития Федеральной таможенной службы до 2030 года, озвученной на прошедшем «Международном таможенном форуме – 2021» планируется отдать систему управления рисками полностью искусственному интеллекту. Исключение вмешательства сотрудника таможни в процесс позволит повысить доверие бизнеса к результату. Кроме того, четкий алгоритм анализа данных даст возможность выявлять случаи, когда действительно необходимы вмешательство человека и углубленный контроль.

Мобильный инспекционно-досмотровой комплекс (МИДК) позволяет в короткие сроки проводить фактический контроль. Если несколько лет назад приходилось открывать каждый контейнер и досматривать товар вручную, то сейчас с этим успешно справляются два МИДК, работающие во Владивостокской таможне. Они сканируют контейнер, выдавая изображение на экран компьютера. Это позволяет таможенникам без вскрытия контейнера выявлять как посторонние товары, так и признаки заявления недостоверных сведений о товарах. На весь процесс уходит около 9 минут, что также снижает затраты участников ВЭД.

С начала 2021 года с применением МИДК было отсканировано более 23 тысяч контейнеров (рост на 46%). До 2030 года стоит задача обучить «цифру» читать снимки МИДК и выдавать готовые решения без участия человека.

Как отметил первый заместить руководителя ФТС России Руслан Давыдов на «Международном таможенном форуме – 2021», за время пандемии бизнес начал понимать, что таможенная служба уверенно движется вперед в вопросах цифровизации процессов таможенного администрирования. При этом упрощение и унификация таможенных процедур не должны влиять на качество государственного контроля на границе.

Далекая окраина