Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

"Длинных и толстых" квот немедленно хочется рыбному бизнесу Дальнего Востока

21.05.2014

Рыбодобывающий бизнес Дальнего Востока законодательно заявил о своем желании модернизировать так называемый "исторический принцип" распределения долей квот на добычу водных биоресурсов – в сторону механического увеличения срока действия квоты с нынешних 10-ти до 25 лет. Инициаторами законопроекта, поступившего в Госдуму 16 мая стали депутаты Григорий Ледков (Ямало-Ненецкий автономный округ) и небезызвестный Георгий Карлов, представляющий в ГД "особо рыбную" Сахалинскую область. Судя по тексту законопроекта (направлен 17 мая в комитет Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии), инициаторы не предусматривают никаких условий со стороны государства при предоставлении "супердлинных" квот, сообщает РИА PrimaMedia со ссылкой на информацию сайта Госдумы РФ.

Законотворцы предлагают сделать следующее: в ч.1 ст.31 закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" слова "на десять лет" заменить словами "на двадцать пять лет". Кроме того, вторая статья законопроекта предполагает, что новая редакция закона "О рыболовстве" (в случает ее принятия, естественно) вступает в силу по истечении 10 дней с момента официального опубликования.

Иными словами, инициаторам законопроекта желательно, чтобы "супердлинные" квоты были предоставлены рыбодобытчикам даже не в 2017 году (когда истекает срок предоставления нынешних, 10-летних), а немедленно и – что важно – автоматически, безо всякой оценки государством промысловой и юридической "истории" бизнеса.

В финансово-экономическом обосновании своего законопроекта авторы "соблазняют" коллег-депутатов и чиновников из правительства РФ тем, что предлагаемые новшества не потребуют дополнительных расходов из федерального бюджета.

Пояснительная записка к законопроекту Карлова и Ледкова, построенная по принципу "10 – хорошо, а 25 – еще лучше", указывает, что с 2008 года (когда и был введен "исторический принцип" распределения квот на 10 лет), "рыбохозяйственный комплекс" страны продемонстрировал хорошие показатели: рыбная отрасль заняла второе место по прибыльности среди всей экономики РФ, при этом "рыбаки" реинвестируют целых 5% от денежной выручки (при общероссийском показателе в 7,5%). Что-то досталось и собственно рыбакам-наемным работникам – средняя зарплата по отрасли выросла до 40 тысяч рублей.

"Долгосрочное закрепление долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов на десятилетний период впервые за многие годы предоставило рыбопромышленным предприятиям  возможность планировать свою работу на длительную перспективу, что способствовало повышению их инвестиционной активности, увеличению объемов вложений в строительство современных береговых рыбоперерабатывающих заводов, оснащенных передовыми технологиями производства, отвечающих международным требованиям качества, а также в обновление и модернизацию рыбопромыслового флота", - пишут в пояснительной записке авторы законопроекта. 

"Возможность планировать свою работу на длительную перспективу" за 5 лет эксплуатации квот воплотилась, по оценке Карлова и Ледкова, во впечатляющие достижения.

"Так, например, за последние 5 лет в Камчатском крае построено 13 современных заводов, нацеленных на выпуск высококачественной и рентабельной рыбной продукции. В настоящее время ведется строительство еще двух заводов, ввод в эксплуатацию которых планируется в 2013-2014 годах. На российской судостроительной верфи построено 7 маломерных рыболовных сейнеров, приобретено и модернизировано 2 транспортных судна, 1 СРТМ", - отмечают парламентарии, не удосуживаясь рассказать про успехи рыбного бизнеса других субъектов РФ.

Необходимость же немедленного предоставления бизнесу "супердлинных" квот законотворцы видят и в том, что "рыбацкое бизнес-сообщество" перестало активно инвестировать свой капитал в свои же компании.

"Приостанавливается долгосрочное кредитование предприятий отрасли. Отдельные банки выдают кредиты, ограничивая срок их погашения 2017 годом, т.е. сроком действия договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов", - также объясняют спад инвестиций Георгий Карлов и Григорий Ледков.

От РИА PrimaMedia отметим, что аргументация инициаторов законопроекта практически идентична той, что ранее использовал Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). Еще в 2013 году РСПП обращался с письмами в правительство РФ, в которых предлагало продлить действие квотных договоров до 25 лет, аргументируя это в том числе и тем, что  нынешние владельцы квот "преодолевают тяжелое наследие перестроечных времен": устаревший физически и морально флот, сырьевой характер экспорта, малая доля доступной отечественной рыбопродукции на внутреннем рынке.

Подписавший одно из писем  президент РСПП Шохин при этом ссылался на позицию комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре, которую возглавляет ни кто иной, как Герман Зверев – президент Ассоциации добытчиков минтая, объединяющей десятки юрлиц-квотодержателей и имеющей, к слову, немалые "разногласия" с законодательством Российской Федерации.

Ответом на письма лоббистов стала обнародованная позиция правительства, подготовленная Федеральным агентством по рыболовству.

"Экспертами сделан вывод, что механическое увеличение срока наделения пользователей долями квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов не гарантирует эффективного и добросовестного применения норм закона о рыболовстве", - цитировали СМИ. 

Также руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков отмечал, что "по результатам анализа практики правоприменения выявлены коллизии и противоречия порядка распределения прав на осуществление рыболовства, которые приводят к созданию "серых" посреднических схем и появлению "квотных рантье".

Как ранее сообщало РИА PrimaMedia, одна из предыдущих законодательных инициатив Георгия Карлова, "реализованная" им совместно с членом Совфеда от Сахалинской области Александром Верховским – так называемое "освобождение прибрежки" - уже "аукнулось" рыбной отрасли всей страны неоднозначным образом.

Напомним, что  с 14 июля 2013 года вступил в силу ряд положений закона "Об аквакультуре", имеющие отношение к прибрежному рыболовству. Премьером Медеведевым было подписано распоряжение № 1196-р, которое утвердило перечень  районов добычи водных биологических ресурсов (ВБР), в которых разрешается при прибрежном рыболовстве осуществлять перегрузку уловов и производство на судах продукции из водных биологических ресурсов, а также - перечень видов ВБР для указанных операций.

Законодательное "освобождение прибрежки" уже начало приводить к тому, о чем ранее предупреждал ряд экспертов: рыбопереработчики РФ остаются без сырья. Первыми озвучили проблему береговые предприятия Мурманской области, обратившиеся с жалобой на действия "коллег-рыбаков" в Минсельхоз.

Между тем, по данным Росрыболовства в 2014 году дефицит рыбопродукции – и именно тех видов, которые добываются в исключительной экономзоне РФ и в рамках прибрежного рыболовства  – был зафиксирован на Дальнем Востоке. Рыбодобывающие компании, эксплуатирующие сейчас национальный ресурс, все больше соблазняются валютной выручкой, поставляя рыбосырье на экспорт.

Отметим также,  что сенатор Верховский, открыто владеющий целой плеядой рыбодобывающих компаний, считает, что рыбными ресурсами России – и особенно Дальнего Востока – должен распоряжаться только бизнес, имеющий к ним доступ. Госконтроль в рыбной отрасли необходимо свести к минимуму, а законодательное регулирование осуществлять в интересах рыбопромышленных "игроков", полагает представитель законодательной ветви российской власти.

Вместе с тем ряд экспертов рыбной отрасли полагают, что транслируемая сенатором концепция "Задача государства - создание условий для ведения бизнеса" не направлена на достижение национальных интересов. Извлечение максимальной прибыли, являясь главной задачей бизнеса, не является главной целью для государства, считает председатель советов директоров ЗАО "Русская пелагическая исследовательская компания" и ЗАО "Морская инженерная компания" Олег Братухин. По мнению эксперта, задачи и цели государства в развитии рыбной отрасли предельно ясны и прагматичны - обеспечение продовольственной безопасности, и, как следствие, наибольшее производство продукции как пищевой, так и технической.

Тем не менее, как ранее сообщало агентство, государство начало напоминать рыбодобывающим компаниям Дальнего Востока, ведущим добычу водный биоресурсов (ВБР) в рамках прибрежного рыболовства, о том, что "прибрежная" рыба – не только средство для извлечения доходов бизнеса, но и необходимый субъектам РФ национальный ресурс. 3 апреля этого года суд признал недействующим со дня принятия распоряжение правительства Камчатского края от 27 декабря 2013 года, которым местным "прибрежникам" разрешалось доставлять свои уловы морем практически куда угодно - то есть распоряжаться биоресурсами исключительно в интересах квотовладельцев.