Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Доклад FAO по рыболовству — тилапия — декабрь 2014

31.12.2014

Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (FAO) представила доклад о ситуации на рынке тилапии, сообщает "Далекая окраина" со ссылкой на портал thefishsite.com.

Устойчивый спрос уравновешивается бесперебойным снабжением.

Ожидается, что мировое производство тилапии вырастет почти в два раза - с годового объема в 4,3 млн тонн в 2010 году до 7,3 млн тонн в 2030 году. По этим оценкам тилапия, вероятно, внесет наиболее ощутимый вклад в быстрый рост мирового производства аквакультуры наряду с такими видами как карп и сом. Азия и Китай остаются основными поставщиками. Также ожидается увеличение поставок из стран Латинской Америки, хотя засуха в области Санта-Фе-ду-Сул в Бразилии привела к падению производства тилапии на 30%. Этот регион с производством около 22 000 тонн в год является одним из лидеров в данном сегменте. Согласно анализу INFOFISH, мировой экспорт тилапии в первой половине 2014 года составил около 200 000 тонн. Крупнейшим экспортером стал Китай, реализующий продукцию в замороженном виде, а крупнейшим импортером является США. Тем не менее, импорт увеличился и по другим направлениям, образовались новые рынки.

Китай

В течение первых шести месяцев 2014 года, общий объем китайского экспорта мороженой тилапии незначительно увеличился (+ 1,3%) по сравнению с аналогичным периодом в 2013 году. Хотя большая его доля приходится на мороженое филе, в этой категории экспорт снизился примерно на 1%. Тем не менее, продажи цельной мороженной тилапии и продукции в панировке показали рост на 2,8% и 3,9%. Значительная доля замороженой рыбы по-прежнему сбывается на африканских рынках, которые платят по более высоким ценам из-за растущего спроса. Существенная доля экспорта направляется также в Иран и другие страны Ближнего Востока. Кроме того, увеличились объемы экспортных поставок в страны Латинской Америки, а именно Коста-Рику, Перу и Чили.

США

Тилапия продолжает оставаться одним из самых популярных морепродуктов в США, что подтверждается устойчивым ростом импорта (+ 5%) в первой половине 2014 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Импорт свежей тилапии в США в первой половине года снизился на 4,3% по отношению к прошлому году, в то время как цены на него незначительно выросли (0,4%). Гондурас - основной поставщик свежей тилапии в США - на 39% увеличил объемы поставок в Штаты, воспользовавшись сокращением экспорта от участников рынка, снизивших производство тилапии в пользу креветки, особенно эта тенденция сильна в Эквадоре и Коста-Рике.

В то же время импорт мороженной тилапии (цельной и филе) в течение первой половины 2014 года вырос на 6,6% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Импорт цельной мороженной тилапии из Китая сократился на 10%, так как экспортеры КНР больше ориентируются на африканские рынки. Американская компания из Сиэтла Tai Foong является единственной в США, реализующей сертифицированную ASC тилапию под брендом “Northern Chef” («Северный шеф-повар»). Продукция компании поступает в продажу по всей стране. В компании сообщают, что тилапия от «Северного шеф-повара», сертифицированная ASC, заняла первое место в продажах Tai Foong - линия продукции из этой рыбы востребована американским потребителем благодаря высокому качеству и прекрасному вкусу.

Поставки в США мороженного филе, доминирующего в категории импорта мороженных продуктов, увеличились на 13,3%. Китай сохраняет свои позиции крупнейшего экспортера в этом сегменте. Однако США работают и с поставщиками из других стран.

ЕС

Продолжая расти в первом квартале 2014 года, импорт замороженного филе тилапии в страны ЕС увеличился на 6,7% по сравнению с аналогичным периодом в 2013 году, что говорит о растущем спросе. Хотя Китай был главным поставщиком, импорт из КНР сократился на 16,2% по сравнению с прошлым годом. В результате другие экспортеры Вьетнама, Индонезии, Таиланда, Бангладеша, Тайваня и Коста-Рики воспользовались этим снижением, чтобы укрепить свои позиции на рынке в первой половине года. За этот период доли рынка Вьетнама и Индонезии выросли до 18% и 14% - с 4,4% и 11% за тот же период прошлого года. Рост спроса связывают также с доступностью в продаже продукции, сертифицированной ASC.

Латинская Америка

В Латинской Америке производство тилапии развивалось высокими темпами с начала года. Как следствие, экспорт демонстрирует положительную динамику, компенсированную падением цен на международном рынке. Прогноз для региона остается стабильным. Объемы экспортных поставок Гондураса и Коста-Рики - основных поставщиков свежего филе тилапии в США - в первой половине 2014 года составили около 5 300 тонн и 2 900 тонн, экспорт из Эквадора сократился на 56% по отношению к тому же периоду 2013 года в силу того, что многие фермеры перешли от производства тилапии к выращиванию креветки. Увеличение объемов продукции с добавленной стоимостью, как ожидается, откроет новые возможности для конечного потребителя.

Для многих производителей тилапии на внутреннем рынке открываются большие перспективы, чем на внешнем. Стимуляция развития малых и средних предприятий аквакультуры направлена на удовлетворение именно потребностей внутреннего рынка Но, несмотря на эти усилия, потребители в Латинской Америке по-прежнему уделяют больше внимания цене, чем качеству. В то же время небольшие производства не могут обеспечить доступную высококачественную продукцию на экспорт и на внешнем рынке оказываются неконкурентоспособными по сравнению с крупными производителями.

Внутренние цены на тилапию в странах Латинской Америки остаются стабильными. Так, в Гондурасе оптовая цена варьируется от USD 1.43 и USD 2.00, в Гватемале колеблетсямежду $ 1,15 и 1,41 за цельную тилапию.

Азия

По данным службы государственной статистики, Индонезия является вторым по величине экспортером мороженного филе тилапии после Китая, в первой половине 2014 года она увеличила экспортные поставки на 22% по сравнению с тем же периодом в 2013 году. Примечательно, что около 60% объемов выгрузки приходится на рынок США. Тайвань экспортировал 11 391 тонну цельной мороженной тилапии в течение первой половины 2014 года. Около 53% экспорта мороженной тилапии (в основном цельной) пришлось на США. Ближний Восток также является важным рынком сбыта для тайваньской тилапии.

Импорт тилапии среди стран Азии невелик, поскольку их внутренние рынки снабжаются в основном за счет местного производства. В первой половине этого года импорт в Сингапуре, Малайзии, Гонконга, Республики Корея и Японии составил около 2 000 тонн. Импорт Японии в основном составляет окунь изумидай ( род тилапия), который поставляет Тайвань. Япония также закупает тилапию у филлипинских поставщиков, предназначающуюся в основном для филиппинского сообщества внутри страны. Также в последнее время импортерами тилапии стали Иран, Украина и Казахстан.

Гана

Запрет Ганы на импорт тилапии и стимуляция местных хозяйств аквакультуры направлены на создание сильного национального производственного сектора. В настоящее время Гана сталкивается с рядом проблем, вызванных ее импортозависимостью. По словам министра рыбного хозяйства и аквакультуры страны, запрет позволит создать около 50 000 рабочих мест в секторе аквакультуры, что должно обеспечить средства к существованию для безработной молодежи. Насколько результативными окажутся эти жесткие меры, еще предстоит выяснить.

Прогноз

Рынок тилапии будет устойчивым — стабильный спрос приведет к повышению цен на внутренних рынках стран-производителей. Если цены на тилапию останутся конкурентоспособными, новые рынки, скорее всего, будут укрепляться и развиваться дальше.