Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

"Экономический ультиматум" предъявило Росрыболовство рыбодобытчикам Дальнего Востока

02.09.2014

"Исторический принцип" предоставления прав на добычу вобных биоресурсов России будет модернизирован – с тем, чтобы "экономическими рычагами" стимулировать рыбодобытчиков к обновлению промыслового флота, износ которого в настоящее время в целом оценивается экспертами в 60%-70% (не говоря уже о том, что подавляющее количество судов безнадежно устарело морально). В ходе недавней встречи с представителями рыбодобывающего бизнеса замминистра сельского хозяйства – глава Росрыболовства Илья Шестаков озвучил разработанные агентством предложения по повышению эффективности рыболовства, развитию прибрежной переработки и обновлению рыбопромыслового флота. Было отмечено, что новые сроки предоставления квот (в 2018 году) будут "завязаны" на сроки окупаемости новых судов, а "офисных рыбаков", не имеющих судов, лишат доступа к нацресурсу, сообщает РИА PrimaMedia со ссылкой на информацию пресс-службы Федерального агентства по рыболовству.

"Данные изменения направлены не на введение административных обязательств перед рыбодобывающими компаниями, а на создание условий, при которых рыбаки будут заинтересованы в решении задач, поставленных государством перед отраслью. Что касается сроков закрепления долей квот, то требуется дальнейшая проработка этого вопроса, исходя из принципа окупаемости строительства новых судов", - приводит пресс-служба ФАР слова Шестакова.

В целях же сокращения количества так называемых "квотных рантье", сообщает пресс-служба, Росрыболовство предлагает ввести дополнительное основание для прекращения права на добычу водных биоресурсов - в случае, если пользователи осваивают менее 70% от промышленных и прибрежных квот в течение двух лет подряд на судах рыбопромыслового флота, используемых на основании права собственности или договора финансовой аренды (лизинга).

Напомним, что в настоящее время законом "О рыболовстве" предусмотрен всего лишь 50%-ный "порог" освоения квот. Впрочем, некоторым "рыбакам", считает ФАР, оказывается не под силу выполнять и это более чем щадящее требование государства.

Также отметим, что в предложениях Росрыболовства "за скобками" осталось использование многими нынешними квотодержателями чужих судов – посредством тайм-чартера (наем судна "на время") и бербоут-чартера (наем судна без экипажа). Можно предположить, что таких "офисных рыбаков" федеральное агентство и вовсе не рассматривает сейчас как претендентов на квоты-2018.

Между тем, о распространенности "безлошадной рыбодобычи" на Дальнем Востоке говорит, в частности, и то, что многие члены Ассоциации добытчиков минтая (порядка 70% ежегодного вылова в ДВ-бассейне),  согласно открытой информации, не имеют собственных судов.

Кроме того, в списке членов ассоциации прослеживаются целые цепочки компаний, имеющих один и тот же юридический адрес. Также одни и те же граждане обозначены как руководители сразу нескольких фирм. По информации источников в рыбной отрасли ДВ, зачастую одни и те же суда фигурируют в списках рыбодобывающих мощностей двух или трех компаний.

Между тем, как ранее сообщало агентство, рыбодобывающий бизнес Дальнего Востока весной 2014 года законодательно заявил о своем желании модернизировать так называемый "исторический принцип" – в сторону механического увеличения срока действия квоты с нынешних 10-ти до 25 лет, причем -  безо всяких оговорок. Инициаторами законопроекта, поступившего в Госдуму 16 мая стали депутаты Григорий Ледков (Ямало-Ненецкий автономный округ) и Георгий Карлов, представляющий в ГД "особо рыбную" Сахалинскую область и известный пристрастным отношением к определенному сегменту островного бизнеса.

Отметим, что аргументация инициаторов законопроекта о "супердлинных квотах" практически идентична той, что ранее использовал Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). Еще в 2013 году РСПП обращался с письмами в правительство РФ, в которых предлагало продлить действие квотных договоров до 25 лет, аргументируя это в том числе и тем, что  нынешние владельцы квот  только и делают, что "преодолевают тяжелое наследие перестроечных времен": устаревший физически и морально флот, сырьевой характер экспорта, малая доля доступной отечественной рыбопродукции на внутреннем рынке.

Подписавший одно из писем  президент РСПП Александр Шохин при этом ссылался на позицию комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре, которую возглавляет ни кто иной, как Герман Зверев – президент упомянутой Ассоциации добытчиков минтая.

Ответом на письма лоббистов стала обнародованная позиция, подготовленная Федеральным агентством по рыболовству.

"Экспертами сделан вывод, что механическое увеличение срока наделения пользователей долями квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов не гарантирует эффективного и добросовестного применения норм закона о рыболовстве", - цитировали документ СМИ. 

Глава Росрыболовства Илья Шестаков позже говорил о том, каким образом можно использовать порядок распределения квот для развития всего рыбохозяйственного комплекса страны. По словам Шестакова, нововведения нужны для того, чтобы вырученные компаниями деньги не оседали на банковских счетах, а реинвестировались в отрасль.

"Речь в первую очередь идет о развитии береговой переработки и модернизации флота", заявлял глава Росрыболовства.

По мнению ряда независимых экспертов, рыбодобывающему бизнесу Дальнего Востока стоит готовиться к тому, что государство изменит правила доступа к национальным рыбным ресурсам. Так называемый "исторический принцип" распределения квот будет серьезно модернизирован, и право доступа к водным биоресурсам  будет обременено – с учетом национальных государственных интересов. Такое мнение высказал генеральный директор ООО "Engineering & Development Company" Антон Сухоруких, комментируя заявления, сделанные 9 июня на совещании о социально-экономическом развитии Архангельской области под председательством президента РФ Владимира Путина.

В ходе совещания, напомним, было заявлено, что так называемый "исторический принцип" распределения квот будет модернизирован – для   того, чтобы избавиться от "квотных рантье", повысить эффективность экспорта и стимулировать развитие основных фондов.

Впрочем, в этом вопросе есть и другая позиция: например,  сенатор Александр Верховский, представляющий в Совфеде как раз "особо рыбную" Сахалинскую область и открыто владеющий целой плеядой рыбодобывающих компаний, считает, что рыбными ресурсами России – и особенно Дальнего Востока – должен распоряжаться только бизнес, имеющий к ним доступ. Госконтроль в рыбной отрасли необходимо свести к минимуму, а законодательное регулирование осуществлять в интересах рыбопромышленных "игроков", полагает представитель законодательной ветви российской власти.