Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Квоты под "отечественный киль" рыбодобытчикам Дальнего Востока не нужны

07.04.2014

Идея "квот под киль" - то есть ранее озвученное рядом министерств РФ предложение предоставлять право на добычу водных биоресурсов только тем компаниям, которые строят рыбопромысловые суда на российских верфях – пришлась совершенно не по вкусу рыбодобытчикам Дальнего Востока. Обеспечивать заказами отечественное судостроение и судоремонт "рыбакам" невыгодно, тем более что гораздо лучшие условия предлагают давние контрагенты эксплуатантов отечественных рыборесурсов – китайский и корейский бизнес, сообщает РИА PrimaMedia.

Как сообщил недавно ряд отраслевых СМИ,  межведомственная рабочая группа (МРГ) по подготовке предложений, направленных на развитие рыбохозяйственного комплекса, рекомендовала правительству РФ более не рассматривать идею "квот под киль".  Как сообщается, аргументация МРГ была традиционной – "экономическая неэффективность" и "невозможность  строить суда на отечественных верфях".

Рекомендации МРГ – которые ряд СМИ поспешил возвести в статус "решений руководства страны" - незамедлительно были прокомментированы главным спикером дальневосточных рыбодобытчиков Германом Зверевым, возглавляющим Ассоциацию добытчиков минтая. По словам президента АДМ, МРГ "выбраковала" ошибочную идею, тем более что некий "зарубежный опыт", по утверждению спикера, говорит о том же.

Впрочем, Зверев оговорился, что  тема обновления флота путем строительство новых кораблей или капитальной реновации уже действующих рыбопромысловых судов в целом не закрыта.

"Будут анализировать другие варианты, другие способы вовлечения рыбодобывающих предприятий в инвестиционный процесс, другие способы государственного стимулирования индустриализации российского рыболовства", - предположил президент АДМ.

От РИА PrimaMedia отметим, что "индустриализацию российского рыболовства" уже много лет стимулирует бизнес соседей РФ по АТР – КНР и Республики Корея. Почти тотальная приверженность владельцев российских  квот к судоремонту "азиатских тигров" породила проблему так называемых "незаходных судов", владельцы которых, чтобы не платить положенный по закону НДС, предпочитают просто давать команды своему флоту не посещать российские порты.

Интересно, что "рыбное лобби" Дальнего Востока на протяжение ряда лет ведет борьбу за налоговую амнистию для такого "как бы российского" флота. Одним из последних демаршей "незаходников" стало, по сообщению отраслевого портала Fishnet, письмо президенту РФ Владимиру Путину от профсоюза рыбаков Приморья.

"Незаходные" суда работают на экономику других стран, где их с удовольствием принимают, зная, что их заход в порт – это занятость рабочих рук докеров, судоремонтников, тех работников, кто производит судовое снабжение, это дополнительные налоговые отчисления в бюджет государства, это финансовые средства членов российских судоэкипажей, оставленные в торговых и других заграничных учреждениях сферы обслуживания", - говорится в письме.
Также профсоюз информирует президента и о том, что "бедные" судовладельцы "получают еще и дополнительные расходы на смену судовых экипажей в иностранных портах". По сути же, владельцам "незаходных судов" нужно только одно – очередная налоговая льгота для и без того крайне рентабельного бизнеса.

Между тем ряд рыбодобывающих компаний ДВ уже вовсю пытается привлечь к обслуживанию своего бизнеса иностранные суда. Тревожным симптомом для российских моряков-транспортников стали попытки ряда компаний – в том числе и холдинга ЗАО "Гидрострой", 100% акций которого принадлежат сенатору от Сахалина Александру Верховскому, который также является и членом Совета упомянутой Ассоциации добытчиков минтая  (АДМ) – фрахтовать для перевозки экспортных партий иностранные суда, в том числе – под флагом КНР.   

Также напомним, что еще в декабре 2012 года комиссия ФАС заявила о том, что гонконгский холдинг "Пасифик Андес" создал на базе АДМ настоящий картель международного масштаба. Холдинг координировал его работу через аппарат организации, согласовывая с предприятиями объем добычи минтая и его переработки, условия и цены реализации продукции.

Российские антимонопольщики установили, что так называемый "русский отдел" гонконгского холдинга "Пасифик Андес" через скупленные ранее рыбодобывающие компании Дальнего Востока, по сути, и стал инициатором создания Ассоциации добытчиков минтая (АДМ). В дальнейшем же Ассоциация "поймала в иностранные сети" и ряд других предприятий, чтобы позволить "Пасифик Андес" скупать российские биоресурсы по заниженным ценам.

Комиссия ФАС также заявила, что иностранцы могли использовать АДМ как структуру, имеющую возможности по выходу на органы государственной власти Российской Федерации, в том числе и с законодательными инициативами.