Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Нелегальный промысел российского краба

03.12.2014

Соотношение поставки на внутренний рынок США замороженного королевского краба из США (Аляска) и из России

Год

Аляска

Россия

2003

19.0%

79.5%

2004

21.1%

72.3%

2005

12.7%

82.3%

2006

5.6%

89.7%

2007

11.3%

83.6%

2008

16.9%

77.4%

2009

15.3%

80.8%

2010

23.5%

73.6%

2011

19.7%

78.0%

2012

21.4%

69.5%

2013*

19.8%

65.8%

В ср. за 11 лет

16.9%

77.5%

*за 2013 г. За основу были приняты пределы макс. вылова для Аляски ввиду недостатка официальных данных о вылове в 2013 г.

Российские данные (такие, как ОДУ, информация об объемах вылова и экспорта) показывают нормальный, регулируемый промысел, когда вылов производится в допустимых пределах и экспортируется не больше, чем вылавливается. Однако нелегальный краб не отображается в российских данных о вылове и экспорте. WWF ознакомился с данными об импорте Японии, Южной Кореи и США и обнаружил большие несоответствия в российской торговле крабом, при которых объемы импорта российского краба значительно превышают годовые ОДУ.

В последние годы Россия проводит работу по борьбе с нелегальным выловом посредством заключения двусторонних соглашений с Японией, Южной Кореей и Китаем, а также посредством разработки плана действий по борьбе с незаконным промыслом морепродуктов, включая краб, и продолжая активные действия на море. РФ и США работают над двусторонним соглашением по взаимному сотрудничеству по борьбе против нелегального промысла. Возможно, объемы нелегального промысла упали по сравнению с 4-кратным превышением легального вылова в 2006-2007 гг до менее чем двукратного превышения в 2013 г. Однако нелегальный краб продолжает добываться в российских водах с превышением данных по импорту в 1.7 раза. Эта проблема является многосторонней и, следовательно, требует решения с участием многих сторон.

Как отмечают эксперты WWF, прежде чем попасть на рынок, нелегально добытый российский краб «отмывается», чтобы получить легальное происхождение. Известные технологии отмывания включают недостоверное декларирование объемов, подделку упаковки продукции, изготовление фальшивых документов и, разумеется, коррупцию. Выделяются два основных метода нелегального вылова и транспортировки:

1)                  судами под российским флагом, которые добывают больше, чем установлено квотой. Они могут (намеренно или ненамеренно) неправильно декларировать свою продукцию, перегружать незадекларированную продукцию на транспортные суда в море, или доставлять незадекларированный краб прямо в порт, или:

2)                  судами, которые не имеют законного права на вылов краба, но делают это. Суда этой категории могут принадлежать, использоваться или быть под флагом России или других государств. Россия не дает квот на вылов краба в своей экономической зоне иностранным судам.

Южная Корея:

Южнокорейский порт Пусан  - это хаб для доставки и перегрузки российского краба, как легального, так и нелегального.  Данные по торговле России и Южной Кореи  с 1999 по 2008 показывают тенденцию – официальный российский экспорт гораздо ниже южнокорейского импорта. В конце 2008 Россия заявила, что любой улов на борту, включая краба, должен быть проверен в российском порту с целью таможенной очистки и документальных процедур. Это повысило шансы отражения реальных объемов легального экспорта краба РФ в Южную Корею. Однако после введения требования портовой проверки российские официальные экспортные данные не приблизились к официальным данным о южнокорейском импорте из РФ. Вместо этого после 2008 года объемы российского экспорта стали превышать объемы импорта от южнокорейской стороны.  Это могло произойти благодаря тому факту, что американский импорт включает один из азиатских портов как промежуточную остановку при доставке, южнокорейский порт Пусан часто фигурирует в американских таможенных данных.

Российская таможня регистрирует краб как экспортируемый в Южную Корею, в то время как Южная Корея – это всего лишь промежуточный порт для краба, идущего в США, и южнокорейские власти не регистрируют его как импорт в свою страну. Между тем, американская таможня могла показывать тот же краб (который, по утверждению российской стороны, экспортируется в Южную Корею) как американский импорт из России, а не из Южной Кореи. Практика промежуточного захода в порты не является незаконной, но она дает возможности для легализации незаконно добытого краба.

Российский экспорт и корейский и американский импорт российского краба, 1999 – 2013

Япония

Япония в последние годы была ведущим импортером краба из России, как живого, так и замороженного, благодаря тому, что японские северные порты находятся близко российской экономической зоне, в частности, к российским рыболовным подзонам, где есть запасы  краба. Сравнение официальных данных по российскому экспорту краба в Японию и официальных японских данных по импорту краба в Японию показывает большое расхождение - Россия регистрирует намного меньший объем краба, экспортируемого в Японию, чем показывают данные японского импорта.

США

Российский краб конкурирует с аляскинским крабом на внутреннем рынке США и на мировом рынке.  В 2012 пятая часть импорта краба в США приходилась на российский краб, в то время как данные российской таможни показывают, что экспорта краба в США тогда вообще не было.  Одно из объяснений этого несоответствия в использовании «южнокорейской схемы»: российская таможня регистрирует краб как экспортируемый в Южную Корею, в то время как это всего лишь промежуточный пункт для краба, идущего в США. Этот тип торговли часто называется «треугольной торговлей», что означает промежуточную остановку товара перед его достижением своего пункта назначения.

«Треугольная торговля» не является незаконной практикой  и не требует гармонизации таможенных записей между различными странами, но она при этом является способом для смешивания нелегальной и легальной продукции и «отмывания» нелегальной.

Еще одним правдоподобным объяснением такого несоответствия в торговле является признание факта, что значительная часть российского краба, импортируемого США, является нелегальной.