Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Нелегальный промысел российского краба (продолжение)

04.12.2014

Китай

Китай играет важную роль в импорте других (помимо краба) морепродуктов из РФ, однако только 5% импортируемого Китаем краба идет непосредственно из РФ (3800 тонн, или 14 млн. долларов США)

По оценкам  экспертов WWF, Россия теряет до 1 млрд. долларов в год из-за нелегального промысла морепродуктов, включая краб. Эта цифра превышает чистый доход всего российского рыбного бизнеса в 2011 (470 млн. долларов) и превышает 15% годового оборота всех российских рыбных предприятий (4.2 млрд. долларов).

При этом попадание нелегального российского краба на американский рынок приводит к снижению цен на эту продукцию в США, что вредит крабовой промышленности на Аляске. Согласно данным ассоциации крабопромышленников Аляски, местные добытчики краба потеряли порядка 600 млн долларов с 2000 г из-за конкуренции с нелегальным российским крабом на внутреннем и внешнем рынке.

Самое непосредственное негативное биологическое воздействие незаконного промысла краба в России – это подрыв запасов. На основании данных торговли WWF оценивает нелегальный вылов краба как минимум как двукратный, в иные годы – четырехкратный, по сравнению с легальным выловом. В зависимости от года, вылов камчатского краба превышает предельно допустимую норму в 1-3 раза, вылов краба-стригуна превышает нормы аналогично.

В легальном промысле краба в России промысловый сезон длится с 1 сентября по 31 декабря. Женские особи и молодь краба добываться не могут. Чтобы максимально обеспечить воспроизводство, женские особи не вылавливаются (один самец может спариться с несколькими самками, поэтому считается, что вылов самцов не вредит воспроизводству). Самки и молодь меньше по размеру, и поэтому их рыночная стоимость ниже.

Незаконный промысел краба не связывает себя  российскими правилами промысла. Записи из японских портов говорят о наличии в поставках из России самок и молоди краба и о том, что при нелегальном промысле российские правила, призванные защитить воспроизводство краба, не соблюдаются.

Королевский краб является крупным хищником, поедающим отходы морского дна, он охотится за двустворчатыми моллюсками и бентосом. Своим поведением он перемешивает осадки бентоса. Краб и его личинки также служат пищей для других видов, основной пожиратель – это тихоокеанская треска. Подрыв запасов королевского краба на российском Дальнем Востоке может повлиять на пищевую цепочку , например, вызвать увеличение эпибентичной фауны или снизить поголовье трески, хотя подобные непрямые влияния неизвестны.

На основании проведенного исследования эксперты WWF разработали ряд рекомендаций для всех заинтересованных сторон по борьбе с ННН-промыслом краба:

Для легальных российских промышленников:

Дальневосточная Ассоциация добытчиков краба официально от лица своих членов выступает против нелегального промысла краба. Ассоциация и входящие в нее компании должны настаивать на более строгих процедурах и правилах для того, чтобы ликвидировать нелегальный промысел и связанную с ним коррупцию. Ассоциация также должна получить сертификацию Морского Попечительского Совета, что обеспечило бы тщательную независимую оценку состояния запасов. К тому же сертификация цепи поставок Морским Попечительским Советом  обеспечит подтверждение происхождения и легальности продукции для покупателей и потребителей. Оптимальным было бы, чтобы все российские добытчики краба вошли в состав Ассоциации.

Для американских и японских импортеров/брокеров/покупателей российского краба:

Для американских – согласно акту Лэйси, ответственность за легальность лежит на импортере, следовательно, импортеры должны проявлять достаточную добросовестность в выяснении происхождения и цепи поставки краба. Импортеры должны не только настаивать на том, что они должны видеть заверенную документацию о месте вылова (а не месте выгрузки/экспорта), но и выполнять поездки в места лова вместе с поставщиками.

Для японских – согласно двустороннему российско-японскому соглашению и международным законам о торговле импортеры отвечают за удаление российского нелегального краба с японского рынка морепродуктов (Японское агентство по рыболовству, 2014). Компании должны удостоверяться в легальности цепи поставок и поддерживать своих поставщиков в их усилиях по поддержанию стабильности продукции.

Для правительства РФ и Росрыболовства:

Российский государственный план по борьбе с незаконным промыслом должен быть введен в действие. Документация о вылове должна содержать информацию о вылавливаемых видах и зоне промысла происхождения вылова в дополнение к местам выгрузки/экспорта. Эта информация и ежедневные отчеты о вылове должны быть доступны для свободного ознакомления так, чтобы каждый мог ознакомиться с ежедневными отчетами о вылове  и  импортеры российского краба могли удостовериться в легальности импортируемого ими краба. Необходимо требовать от всех судов, работающих на добыче краба, регулярной передачи через спутник сигналов о месте нахождения.  Также следует законодательно ввести уголовную ответственность за вовлечение граждан и компаний РФ в деятельность, связанную с ННН-промыслом, независимо от флага государства, под которым было промысловое или вспомогательное судно, участвующее в незаконном промысле.

Для правительства США:

Группа при Президенте по борьбе с нелегальным, недекларируемым и нерегулируемым промыслом и злоупотреблениями в области морепродуктов должна рекомендовать создание согласно действующему законодательству единой всеобъемлющей системы для подтверждения легальности происхождения всех морепродуктов, продающихся в США.

Такая система должна подходить как для борьбы с нелегальным промыслом российского краба, так и для борьбы с любым другим нелегальным промыслом. Система доказываемой отслеживаемости и доказательства легальности должна объединять следующее:

-требования к документации об улове и требования к отслеживаемости для всех морепродуктов, продающихся в США,

- точное цифровое отслеживание и/или ведение записей,

- отказ в доступе для всех морепродуктов, для которых не доказана легальность их происхождения,

- система верификации для случайных и связанных с риском проверок.

Президент должен принять рекомендации после предоставления их рабочей группой и дать указание соответствующим ведомствам выработать соответствующие правила.

Для правительств России, Японии, Южной Кореи и США:

Двусторонние соглашения могут быть продуктивны лишь на первой стадии. С учетом торговых связей между Россией, Японией, США и Южной Кореей в обязательном порядке должны быть учреждены многосторонние рабочие группы и многосторонние программы для этих четырех государств. Эти многосторонние программы могут использоваться для создания унифицированной системы для всего Тихоокеанского региона для всех стран, импортирующих российский краб, соответствующей существующим системам каждой из четырех стран. Необходимо в срочном порядке создать программу по борьбе ННН-промыслом краба, общую для России, Южной Кореи, Японии и США.

Правительственные учреждения должны обратиться во Всемирную Таможенную Организацию для введения более углубленной гармонизированной системы для таких продуктов как краб, которые почти невозможно отследить на уровне видов при помощи восьмизначного кода (или которые обозначаются шестизначным кодом). Два фактора имеют место при гармонизации кодов для краба:

Проблема с крабом возникает потому, что под одним названием подразумевается несколько видов краба (например, под названием «королевский краб» в США подразумевается 3 вида краба). Учитывая, что первое подразделение внутри кода разделяет продукцию на мороженую и живую, это указывает на то, что все 6 цифр должны быть гармонизированы (030614 для замороженного краба и 030624 для живого краба), если бы требовалось гармонизировать еще 2 цифры (всего восемь), тогда седьмая и восьмая цифры могли бы быть использованы для нумерации всех видов краба по всему миру по видам (если видов краба менее 99 по всему миру).

Это, соответственно, требует обучения инспекторов, сотрудников таможни и прочих структур определению видов данного продукта, ч то вызовет дополнительные расходы.  Но правительства должны понимать, что это необходимо для повышения эффективности противодействия ННН-промыслу.

Стоит отметить, что ситуация, описанная экспертами WWF, не затрагивает 2014 год.  Однако уже сейчас очевидно, что общие проблемы не изменились, хотя произошло изменение потоков.  Так, в текущем году отмечается значительное снижение объемов поставок российского краба в Японию, что обусловлено как снижением покупательной способности и спроса из-за снижения курса иены и повышения потребительского налога, так и тем, что японские власти с начала года стали предпринимать меры по борьбе с ввозом нелегально добытого краба из России.  На этом фоне в 2014 году произошло значительное увеличение поставок российского краба, в том числе добытого нелегально, в США – за январь-сентябрь рост составил 44,4%.  Это, соответственно, привело к снижению цен и уменьшению прибыли краболовов Аляски.  Решению проблемы может помочь заключение российско-американского соглашения о борьбе с ННН-промыслом, аналогичного тем, что уже подписаны Россией с Южной Кореей, Китаем и Японией.  Но вопрос в том, возобладает ли у американских конгрессменов здравый смысл в условиях «санкционных войн»?