Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

"Невзрослеющим" рыбодобытчикам ДВ не нужен прозрачный рынок – Николай Власов

20.03.2014

Рыбодобытчикам Дальнего Востока, которые никак не могут "повзрослеть" и начать вести бизнес по установленным государством правилам, не нужно повышение прослеживаемости рыбопродукции. Электронная ветсертификация не позволит таким компаниям легализовывать свои масштабные "переловы", то есть рыбу и морепродукты, добытые сверх законно установленных объемов. Об этом в ходе беседы в студии PrimaMedia LIVE в среду, 19 марта заявил заместитель руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) Николай Власов.

- Определенная часть бизнес-сообщества, если называть вещи своими именами, выступает резко против введения электронной сертификации продукции. Не секрет, что значительная часть компаний ловит гораздо больше, чем разрешено. И если мы вводим систему электронной сертификации, то оборот рыбопродукции становится прозрачным. Соответственно, встает острый для них вопрос – куда девать излишне добытую рыбу? Ее нужно где-то как-то легализовать, а электронная сертификация сделает это многократно сложнее. Всех проблем, конечно, она не вылечит, но "мухлевать" с продукцией будет многократно сложнее, - отметил замруквоодителя Россельхознадзора.

Доводы же оппонентов введения электронной сертификации, которые утверждают, что эти мероприятия будут слишком дороги для бюджета, Николай Власов считает некорректными.

- Я когда слушаю все эти речи, они меня внутренне очень радуют и веселят. Почему радуют? Потому что сейчас уже не осталось никого в стране, кто мог бы сказать: "Я против прослеживаемости продукции! Я против электронной сертификации!" Самым одиозным, кстати, был Роспотребнадзор, который издал официальную бумагу, что он против прослеживаемости. Но хозяйствующие субъекты  сейчас может и хотели бы сказать, что они против прослеживаемости, но настолько всем уже понятно, что так вести себя – неприлично. И потом – сразу последует вопрос: "А почему вы против прослеживаемости продукции?" А на него ответить нечего, - прокомментировал ситуацию собеседник агентства.

Не имея возможности "торпедировать" идею прослеживаемости продукции напрямую, считает Власов, часть бизнес-сообщества приступила к "обороне на второй линии".

 - И вот слышишь такие смешные рассуждения: "Многомиллиардные нужны вложения!" Ничего подобного! Мы с помощью субъектов РФ проводили анализ компьютерной базы ветслужб регионов – самих производителей даже не трогали! И обнаружили, что в России уже есть 37 тысяч компьютеризированных рабочих мест инспекторов, которые проводят сертификацию. А что такое удвоить количество таких рабочих мест? Максимум, во что обойдется создание с нуля компьютеризированного рабочего места – это 20 тысяч рублей. То есть получается примерно 0,7 млрд рублей в масштабах Российской Федерации.  Это около 1% консолидированного бюджета госветслужб субъектов РФ. То есть все эти рассуждения – глупости, причем произносимые публично, не давая себе даже труда элементарно проверить цифры, - заявил замглавы Россельхознадзора.

По оценке гостя студии PrimaMedia LIVE, далеко не все дальневосточные рыбодобывающие компании ДВ находятся сейчас в состоянии "конфронтации" с ветеринарным ведомством, а активная "нелюбовь к ветеринарам" ряда предпринимателей – скорее, проблема "возрастная".

 - Дело в том, что психология добытчика – не только рыбодобытчика, но и также лесозаготовителя, горноразработчика  - она особенная.  Человек - наедине с природой, наедине с объектом промысла, в море, где опасно и тяжело, а тут какие-то бегают, мешают, заставляют правила соблюдать. Но мир так устроен, что правила соблюдать - приходится. А Россельхознадзор – это инструмент государства, чтобы принудить соблюдать правила. И контролеров, в общем-то, не сильно любят всегда. Н в то же время я должен сказать, что бизнес у нас "взрослеет" в России, это очевидно. Правда, это скорее относится к "сухопутной" - по нашему выражению – продукции, этот бизнес "взрослеет" быстрее. Что касается водной продукции, то здесь "взросление" идет медленнее. Но есть компании, которые очень плотно работают с Россельхознадзором - не в том смысле, что мы какие-то преференции оказываем этим компаниям,  а в том смысле, что они пытаются понять, что у них не так, и исправить ситуацию, - сообщил Николай Власов.

В то же время собеседник агентства отметил, что многие компании, которые и хотели бы наладить конструктивное сотрудничество с контролирующей службой, опасаются делать это – из-за последующего осуждения со стороны так называемого "рыбацкого сообщества", предпочитающего работать в "диких" условиях.

Как ранее сообщало РИА PrimaMedia, попытки государственных органов РФ внедрить электронный документооборот в сферу торговли рыбопродукцией – участники которой не первый год жалуются на "административные барьеры и бюрократическую волокиту" - продолжают терпеть фиаско. В частности, рыбодобытчики Дальнего Востока по-прежнему предпочитают "заявляться" для получения ветеринарных сертификатов, необходимых для экспорта уловов,  что называется, "по старинке" - на бумажных носителях. Информационные же системы остаются невостребованными, вполне возможно, из-за присущей рыбному бизнесу ДВ закрытости и стремления "вести дела" как можно более "конфиденциально".

Также, по информации терруправления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области,  использование предприятиями рыбной отрасли региона уже действующих автоматизированных информационных систем сократят время и издержки бизнеса при оформлении необходимых документов.

За сохранение "бумажной" сертификации, отмечают в терруправлении, выступают крупные рыбодобытчики, "а из числа крупных общероссийских бизнес-ассоциаций - ВАРПЭ и РСПП, в руководящий состав  которых входит президент Ассоциации добытчиков минтая (уличенной ФАС в картельном сговоре и аффилированности с крупным иностранным бизнесом) Герман Зверев, позиционирующий себя как основной борец за права рыбаков".