Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Обзор российского рынка готовой продукции из рыбы и морепродуктов

01.07.2021

Как сообщили изданию «Далекая окраина» в Федеральном центре развития экспорта продукции АПК Минсельхоза России, ключевыми рынками сбыта для большинства готовой рыбной продукции из России являются страны постсоветского пространства, поскольку у них сходный с нами паттерн вкусовых предпочтений: шпроты, килька, сардины, сайра, горбуша, пресервы из сельди.

На европейском рынке наибольшей популярностью пользуются консервы из тунца и скумбрии. Для России есть умеренный потенциал увеличения экспорта продуктов из сельди, хотя в целом уровень самообеспеченности рынка по ним достаточно высок за счет стран Северной Европы и Скандинавии. Высокий потенциал для российского экспорта есть у готовых продуктов из филе белой рыбы (например, филе минтая в панировке). Подобная продукция пользуется большим спросом, поскольку является частью традиционного рациона большинства европейцев. Более того, около половины минтая, присутствующего на рынке Европы, - это российская рыба, которая из-за особенностей торгово-сбытовой цепочки поступает к конечному потребителю через Китай. У России есть возможности сократить цепочку, осуществляя часть поставок напрямую в Германию, Великобританию, Нидерланды.

Также возможно развитие поставок рыбных консервов в страны Африки, которые нуждаются в недорогом источнике белка с высокой устойчивостью к местному климату. Пищевые привычки прочих рынков все-таки достаточно сильно отличаются от ассортимента, который могут предложить российские производители рыбных консервов.

Российский рынок готовой продукции из рыбы и морепродуктов за период 2017–2020 гг. показывал разнонаправленную динамику. По итогам 2020 г. объем потребления в России сократился на 3,7% к уровню предыдущего года и составил около 481,8 тыс. тонн. За период январь-март 2021 г. объем потребления продукции на российском рынке составил 128,5 тыс. тонн (-5,8% по сравнению с аналогичным периодом 2020 г.).

Динамика объемов российского производства готовой рыбной продукции сохраняет относительную стабильность. В 2020 г. российскими предприятиями было произведено 411,4 тыс. тонн готовой рыбной продукции, что на 1,2% ниже уровня предыдущего года. Сокращение производства наблюдалось и в первые три месяца текущего года (-6,5% к аналогичному периоду предыдущего года).

Среди крупнейших российских производителей готовой рыбной продукции можно выделить (по данным СПАРК-Интерфакс): ООО «РПК «Охотский» (Хабаровский край), АО «Русское море» (Московская область), ЗАО «Компания Сакура» (Сахалинская область), ООО «Вичюнай-Русь» (Калининградская область), АО «Южморрыблот» (Приморский край), ООО «ТД «Балтийский берег» (г. Санкт-Петербург», АО «Меридиан» (г. Москва).

Уровень самообеспеченности готовой рыбной продукцией в России по итогам 2020 г. составил порядка 80,0% (против 78,9% в 2017 г.). Остальные потребности рынка восполнялись за счет импортной продукции. Потребление готовой рыбной продукции на душу населения в России в 2020 г. составило около 3,29 кг/чел.

Импорт России

Согласно данным ФТС России, российский импорт готовой рыбной продукции по итогам 2020 г. в натуральном выражении составил 105,3 тыс. тонн, что практически было на уровне предыдущего года (105,6 тыс. тонн в 2019 г.). В стоимостном выражении объем импорта в 2020 г. также практически соответствовал уровню 2019 г. и составил 386,2 млн долл. США.

За период январь – март 2021 г. было импортировано 25,7 тыс. тонн продукции (+3,6% к аналогичному периоду 2020 г.) на общую сумму 105,8 млн долл. США (+17,9%).

По итогам 2020 г. в числе ключевых поставщиков готовой продукции из рыбы и морепродуктов на российский рынок можно выделить Беларусь и Китай, на которых в совокупности пришлось 69,3% импорта в стоимостном выражении.

Экспорт России

По итогам 2020 г. объем поставок российской продукции на зарубежные рынки составил 34,9 тыс. тонн, что на 60,8% выше уровня предыдущего года. Экспортная выручка в 2020 г. составила около 86,6 млн долл. США (+15,9%).

За период январь – март 2021 г., согласно данным ФТС России, было экспортировано 7,0 тыс. тонн продукции на общую сумму 19,7 млн долл. США (+ 18,6% и +20,1% к уровню аналогичного периода предыдущего года соответственно).

Ключевыми потребителями российской готовой рыбной продукции являлись Белоруссия (24,4%), Казахстан (21,2%), Украина (20,1%), Азербайджан (7,8%).

Потенциал поставок готовой продукции из рыбы и морепродуктов из России

Россия обладает значительными запасами биоресурсов и является одним из крупнейших экспортеров рыбы и морепродуктов, однако, существенно отстает от ведущих стран-экспортеров готовой продукции. Тем не менее, за счет наличия богатой сырьевой базы, российский рыбохозяйственный комплекс характеризуется высоким экспортным потенциалом как в целом рыбы и морепродуктов, так и в части поставок готовой продукции из них.

Ключевым драйвером увеличения экспорта готовой продукции из рыбы и морепродуктов, в первую очередь, должно стать развитие российского рыбохозяйственного комплекса в части глубокой переработки, что позволит нарастить объемы производства готовой продукции. В совокупности с текущими тенденциями импорта это обеспечит возможность нарастить российский экспорт готовой продукции из рыбы и морепродуктов до 65 тыс. тонн стоимостью 200 млн долл. США.

Увеличение российского экспорта возможно как за счет наращивания поставок по ключевым направлениям (Беларусь, Казахстан, Азербайджан), так и за счет поставок на рынки, которые характеризуются положительной динамикой импорта готовой продукции из рыбы и морепродуктов (страны Азии, ЕС, Ближнего Востока, Америки, Африки).

Далекая окраина