Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Пандемия ускоряет разворот Китая от импорта к местным морепродуктам

28.04.2021

Центральное правительство Китая, ранее выступающее за закупку морепродуктов из-за рубежа, изменило свою стратегию в ответ на давление, связанное с COVID-19, сообщает SeafoodSource.

Китай продолжает поощрять импорт морепродуктов, который долгое время считался средством сдерживания инфляции потребительских цен. Недавно Китай снизил пошлины на замороженную треску с 7 процентов до 2 процентов, а пошлины на волосохвоста, замороженного краба и замороженную мелкую креветку также были снижены с 7 процентов до 5 процентов. Ставка на импорт живого или свежего морского ушка снизилась с 10 до 7 процентов. Наибольшее сокращение пришлось на «оплодотворенную икру рыб» - с 12 до нуля процентов. Китайские налоги на импорт большинства морепродуктов составляют сейчас от 5 до 7 процентов, а НДС взимается по ставке 9 процентов.

Но сбои в национальных каналах дистрибуции, опасения по поводу распространения COVID-19 через импортируемые морепродукты и агрессивная политическая позиция на мировой арене ускорили сдвиг в стратегии Китая, согласно которой потребление является ключевым экономическим драйвером страны и зависимость от импорта должна заменяться местными альтернативами.

Усилия китайского правительства по поддержке местных поставщиков морепродуктов, осуществляющих этот переход, были двоякими. Во-первых, им предложили помощь в маркетинге и создании бренда, а также в учебных программах, проводимых Китайской академией рыболовства и Бюро океанов и рыболовства. Во-вторых, Китай фактически затруднил доступ иностранцев к своему рынку, чтобы стимулировать местные фирмы по производству морепродуктов переключить внимание на «голодный» внутренний рынок.

Дидье Бун, глава базирующейся в Пекине компании East China Seas, говорит, что жесткие меры против импорта морепродуктов со стороны китайских властей отчасти были мотивированы желанием построить альтернативу импорту, сделав местных производителей менее зависимыми от экспортных рынков. «Создание трудностей для импортеров креветок означает, что на рынке становится недостаточно креветок, и компании продают на местном рынке по более высоким ценам», - сообщил Бун изданию SeafoodSource. «Это помогает производителям и развивает местный рынок, т.е. происходит именно то, чего и хочет правительство - увеличить ВВП за счет внутреннего бизнеса и меньше полагаться на международную торговлю».

По словам Бун, контроль в китайских портах на предмет обнаружения COVID-19 на упаковках каждой партии импортных морепродуктов, а в случае положительного результата теста - приостановка импорта на одну неделю - были сдерживающим фактором для импортеров, а глобальный дефицит морских контейнеров еще более усугубил ситуацию. «Импортеры по-прежнему с осторожностью относятся к импорту, поскольку могут потерять контейнеры», - говорит он. «Это также верно для импорта креветки ваннамей из Эквадора, а также для многих контейнеров из Индии, которые предназначены для переработки в Китае и реэкспорта».

Индийские экспортеры столкнулись с особенно острыми трудностями при получении доступа в Китай. По словам Дилипа Кумара, главы индийского подразделения ESeafood Exports, оформление контейнеров в китайских портах стало «проблемой». Столкнувшись с возможностью не пройти проверку на COVID в китайском порту, индийские экспортеры переключили поставки креветки ваннамей и других продуктов на рынки Ближнего Востока, сказал Кумар. «В Китае нет проблем со спросом, и наши старые клиенты все еще покупают, но в последнее время у нас не было много новых запросов из Китая», - сообщил он SeafoodSource.

Фан Сюбин, глава Seabridge, базирующейся в Пекине консалтинговой компании по маркетингу, работающей с иностранными экспортерами морепродуктов, говорит, что отечественные производители морепродуктов извлекли выгоду из этих сбоев в международной торговле. «Импортные морепродукты серьезно пострадали от COVID-19 в Китае, и рынок большинства видов сокращался в 2020 году. Но продажи местных морепродуктов, особенно выращенных на фермах, очень хорошо растут», - уверен Фан. В целом импорт китайских морепродуктов в прошлом году упал на 20 процентов. Но Фань сказал, что продукты, которые не производятся в Китае в объемах, необходимых для удовлетворения спроса, по-прежнему пользуются популярностью на китайском рынке. По словам Фана, такие виды, как холодноводные креветки из Канады и Гренландии, живые североамериканские лобстеры и живой камчатский краб из России, «почти не пострадали от COVID-19».

Холодноводные креветки, мировой улов которых составляет всего около 250 000 тонн в год, выигрывают от введения в Китае более высоких показателей безопасности пищевых продуктов, сказал Фан SeafoodSource. Точно так же чилийский морской окунь стал популярным в качестве детского дополнительного питания. А живой колючий лобстер из Новой Зеландии занял нишу, возникшую в результате запрета Китая на продажу австралийских живых колючих лобстеров.

В то время как местное производство креветок все больше направляется на внутреннее потребление, спрос на лосось в стране растет намного быстрее, чем его внутреннее производство. В результате Китай может принять более либеральный подход к импорту лосося, активно заключая соглашение о свободной торговле с Норвегией, ведущим мировым производителем лосося. «Облегчение доступа на рынок Китая за счет снижения тарифов будет положительным моментом для норвежских компаний по производству морепродуктов в целом по сравнению с конкурирующими регионами, такими как Чили», - сообщил SeafoodSource Александр Аукнер, который занимается сектором лосося в норвежском инвестиционном банке DNB. «Трудно предполагать конкретные сроки, но ожидается, что поставки лосося из Чили, другого крупного поставщика Китая, в 2021 году существенно упадут, поэтому китайцам было бы выгодно заключить сделку, чтобы у них был доступ к более дешевому лососю из Норвегии».

Тем не менее способность Китая решительно перейти от экспорта к внутреннему потреблению пока остается под вопросом. Среди инвесторов есть некоторая обеспокоенность по поводу перспектив экономики Китая на оставшуюся часть года, поскольку правительство отменяет стимулы и ограничивает свободные кредиты и нерегулируемые кредитные платформы. Контрольный индекс фондового рынка Китая CSI300 упал на 15 процентов по сравнению с пиком середины февраля в середине апреля. После длительного периода роста курс юаня упал на 1,4 процента до 6,57 юаня за доллар США, поскольку инвесторы ожидают восстановления экономики США. Возможно, компаниям, производящим морепродукты, потребуется немного больше экспортных поступлений. Между тем, экспортеры, столкнувшиеся с трудностями при поставке в Китай, могут начать искать возможности для продаж в других местах.


Больше рыбных новостей читайте в телеграм-канале https://t.me/aspacfis


Далекая окраина