Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Потребительская ценность рыбы Дальнего Востока часто находится на уровне "совка" - эксперт

29.09.2014

Потребительская ценность рыбопродукции, поставляемой рыбодобывающими предприятиями Дальнего Востока России, во многом находится еще на "советском" уровне. "Рыбный" бизнес региона предлагает российскому потребителю, по сути, мороженое сырье, что – наряду с рядом других причин – делает очень сложным процесс насыщения внутреннего рынка именно отечественной продукцией. Ситуацией умело пользуются рыбопреработчики КНР, скупая дешевое российское сырье и выпуская из него низкокачественные полуфабрикаты – в том числе, и для России. Таким образом, представление о том, что "минтай – для бабушек и кошек", очень выгодно китайцам и их поставщикам сырья. Такое мнение в интервью бизнес-приложению Pravda.ru высказал президент Ассоциации производственных и торговых предприятий русского рыбного рынка ("Рыбная ассоциация") Виталий Корнев, сообщает РИА PrimaMedia.

Комментируя ситуацию, когда надежды на скорое замещение отечественной рыбой иностранной продукции так и остаются во многом лишь надеждами, Корнеев констатирует – помимо архаичной и дорогостоящей логистики по доставке уловов дальневосточных рыбодобытчиков в центральную часть страны крайне негативным фактором является и само качество предлагаемой рыбопродукции.

"Мы, к сожалению, на Дальнем Востоке производим не товар, готовый к продаже, а сырье для последующей переработки. Вот поэтому что дальше происходит? У нас, к сожалению, доверие потребителей к замороженным продуктам очень сильно подорвано. Очень многие потребители покупают охлажденную рыбу для того, чтобы дальше ее морозить у себя в холодильнике. По той простой причине, что на рынке мороженой рыбы у нас не совсем рыночная конкуренция. Идет соревнование в том, кто больше воды туда нальет, глазури, кто большее ее имитирует.

Особенно здесь наши китайские партнеры преуспели, потому их продукция в сфере минтая на 50%-70% из воды состоит. У них выход из кг рыбы кг филе будет более единицы. То есть из одного кг рыбы не более 1 кг филе потребляют. Штучную рыбу с Дальнего Востока, которую можно было бы в розницу продавать, без переупаковки, не производят",

- поясняет эксперт.

По мнению президента "Рыбной ассоциации", в массе на Дальнем Востоке "производство рыбопродукции" осталось на уровне СССР, где "существовал специальный дядечка, который брал этот блок (мороженой рыбы – ред.), бил им об бетонный пол, он при этом разваливался на такие скрюченные рыбки, которые валялись на витрине".

"В чем проблема с минтаем? То, что мы выпускаем сейчас - это блочная рыбная, рыба кладется в блок, суется в морозильник. И оттуда достается просто блок весом 12 кг смерзшейся рыбки. Для того, чтобы данной рыбой торговать дальше, в магазине, блок на полку не положите, там 12 кг, вам надо что с ней сделать? Дефростировать, разделить, положить, заморозить и положить в один пакет. Вы при этом сразу теряете знак качества. Потому что у вас получается продукт двойной заморозки. Один раз производитель заморозил, второй раз заморозил производитель на берегу.

Плюс это будет не очень дешевая операция. Разложить, дефростировать, набрать, снова заморозить, положить в пакет, доставить до потребителя",

- рассуждает Корнев.

В теории, по мнению спикера, "приводить" уловы в конкурентный, интересный для потребителя вид следует уже на борту добывающего судна или же практически сразу после выгрузки на берег. Контейнерные же перевозки по сути готовой продукции сразу снизят логистические касты – при максимальном качестве продукта, считает Корнев.

"А у нас сейчас что происходит? Мы берем, ввозим полтора млн тонн в Китай, где Китай делает  у себя двойной заморозки, опять же не самой высококачественное филе двойной заморозки, и поставляют по всему миру. Так же, с этого филе они получают огромное количество отходов, из которого делают муку, из которой делают корма для своей рядовой и огромной аквакультуры.

А нам же возвращается из этого обилия 30 тысяч тонн филе минтая в годовом исчислении, где сами производители указывают, что там 35% глазури, а на самом деле больше гораздо.

И при этом это филе минтая позиционируется в низком ценовом сегменте и, в основном,

служит для отпугивания покупателей от него. Тем самым, благодаря такой идее, Китай на долгие годы себя обеспечил сырьем. При этом на рынке существует огромный, неудовлетворенный спрос на продукты из рыбы в среднем ценовом сегменте.

Но не может филе минтая стоить дешевле, чем филе курицы. Понимаете, главное сейчас, с моей точки зрения, убрать с рынка подделки юго-восточной в основном, и этот сегмент в сознании потребителя хотя бы к филе курицы подтянуть по цене.

Надо перестать пропагандировать, что рыба - это еда бабушек и кошек",

- подытожил Виталий Корнев.

От РИА PrimaMediaнапомним, что 17 сентября, в ходе встречи с избранными 14 сентября главами нескольких субъектов федерации президент РФ Владимир Путин заявил о важности развития рыбоперерабатывающих мощностей на Дальнем Востоке.

Комментируя предложение губернатора Приморского края ввести заградительные пошлины на экспорт рыбосырья – для насыщения внутреннего рынка – Владимир Путин отметил, что само по себе сырье проблему импортозамещения не решит.

"Вывозные пошлины одноразово нельзя сделать, для начала нужно иметь мощности для переработки на берегу. Нужно с правительством проработать, какими темпами вводить, сколько нужно проинвестировать, на каких условиях, чтобы была дополнительная рыбопереработка. Мы в этом направлении будем работать совершенно точно", - сказал президент РФ.

Между тем сложившийся статус-кво – то есть функционирование дальневосточной рыбодобычи как сырьевого придатка стран АТР – по-видимому, вполне удовлетворяет значительный сегмент бизнеса, в 2008 году бесплатно получившего право добывать российские биоресурсы 10 лет.

Как заявил президент Ассоциации добытчиков минтая (АДМ) Герман Зверев на семинаре, организованном Всемирным банком во Владивостоке в июне этого года, одно из базовых достижений АДМ - сотрудничество с развитой рыбоперерабатывающей промышленностью КНР.

Поставлять сырье китайцам – выгодно, поскольку половина стоимости готовой продукции "возвращается" держателям российских квот,

с гордостью сообщил спикер.

"Китайские предприятия закупают российский минтай, производят из него продукцию, половина доходов возвращается российским предприятиям. Доля российского сырья в окончательной стоимости продукции составляет 50%-60%. Все специалисты понимают, что это чрезвычайная редкость", - рассказал спикер.

Выступление Германа Зверева на международном семинаре, как представляется, прекрасно уложилось в традиционную для дальневосточного "экспортно-сырьевого рыбного лобби" канву. Ранее президент АДМ неоднократно заявлял, что 

экспортно-сырьевая направленность рыбного бизнеса в России - неизбежна.  По мнению Германа Зверева, минтай, выловленный в исключительной экономической зоне России на Дальнем Востоке, нужен странам АТР, а не жителям Российской Федерации.

Развитие же глубокой рыбопереработки в РФ – малоперспективно, гораздо лучше, считает Зверев, поставлять российское сырье тем странам, где такая переработка уже развита, например – в КНР.

Также напомним, что рост общедопустимых уловов (ОДУ) минтая на протяжении ряда лет Ассоциация добытчиков минтая Дальнего Востока России использовала исключительно для увеличения экспортных поставок стратегической рыбы  в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Внутреннему рынку РФ доставалась лишь в лучшем случае десятая часть уловов – и то лишь для того, чтобы не обрушить цены на рынке внешнем. К таким выводам – подтвержденным теперь судами трех   инстанций - пришла Федеральная антимонопольная служба России.

Кроме того, в ходе расследования дела "минтаевого картеля" российские антимонопольщики установили, что так называемый "русский отдел" гонконгского холдинга "Пасифик Андес" через скупленные ранее рыбодобывающие компании Дальнего Востока, по сути, и стал инициатором создания Ассоциации добытчиков минтая (АДМ). В дальнейшем же Ассоциация "поймала в иностранные сети" и ряд других предприятий, чтобы позволить "Пасифик Андес" скупать российские биоресурсы по согласованным ценам, считает ФАС.