Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Прозрачность рыбной отрасли РФ: "министерские войны" и экспортное лобби Дальнего Востока

25.09.2014

Инициатива по электронному оформлению ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольную продукцию животного происхождения – в том числе и рыбу – спровоцировала настоящую "войну мнений" не только среди бизнес-сообщества, но и среди чиновников правительства РФ. Активное участие в "министерских войнах" принимает и так называемое "экспортное лобби" Дальнего Востока, весьма специфично относящееся к попыткам инициаторов "электронки" наконец-то сделать рыбный рынок страны прозрачным – за счет создания единой базы данных уловов и поставок продукции, сообщает РИА PrimaMedia.

Напомним, что  18 июля этого года министерством юстиции РФ был зарегистрирован приказ Минсельхоза от 17 июля 2014 года "Об утверждении Правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов и Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде".

Содержание приказа (а возможно, и само его появление в принципе) разочаровало рыбодобытчиков Дальнего Востока – если судить, например, по заявлениям их главного "спикера", президента Ассоциации добытчиков минтая (АДМ), вице-президента Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ), председателя "рыбной" комиссии РСПП Германа Зверева

В свою очередь президент ВАРПЭ, заместитель председателя Общественного совета при Росрыболовстве Александр Фомин в открытом письме даже "сорвал маску" с нынешнего руководителя Росрыболовства Ильи Шестакова. По мнению Фомина, относительно недавно назначенный глава Федерального агентства – заместитель министра сельского хозяйства РФ, по сути, дискредитировал себя в глазах "рыбаков", поскольку в случае с упомянутым приказом Минсельхоза не стал защищать интересы рыбного бизнеса.

Складывается впечатление, что все недовольные приказом Минсельхоза "бизнес-активисты" нашли противовес министерству сельского хозяйства и подчиненного ему Росрыболовству – в лице Минэкономразвития. Во всяком случае, разнообразные дискуссии и обсуждения приказа №281 начались "под эгидой" МЭР уже в конце июля этого года.

В начале сентября у замглавы Минэкономразвития Олега Фомичева прошло совещание – "о дополнительной проработке совместно с отраслевыми союзами вопроса оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде". Совещание (судя по протоколу от 17 сентября, опубликованному на сайте упомянутой Ассоциации добытчиков минтая) проводилось во исполнение поручения премьера Медведева.

Сам Минсельхоз на совещании выступил с предложением доработать приказ – в части 

переносов срока вступления в силу ряда его положений, перехода на ветсертификацию исключительно в электронном виде и привлечения к процессу в том числе и независимых экспертов.

Судя по тексту протокола, отраслевые сообщества больше всего волновало, как будут переходить на "электронку" ветеринарные службы субъектов федерации  - справятся ли технически и организационно.

По итогам совещания МЭР признало необходимость перенести сроки вступления в силу некоторых положений приказа – надо понимать, чтобы дать бизнесу время подготовиться к новшествам. Также Минэкономразвития считает, что электронная ветсертификация должна быть исключительной и бесплатной, в процессе должны участвовать и независимые эксперты, а критерии необходимости проведения дополнительных лабораторных исследований продукции надо бы уточнить.

Из приложения к протоколу совещания видно, что "отраслевые сообщества" были прежде всего представлены производителя молочной продукции (как раз для них-то приказ №281 и во многом меняет "картину мира"). Также присутствовали рыбопереработчики из "Рыбного союза", Национальная мясная ассоциация, ритейлеры и сетевые компании.

"Рыбаков" же – как ни странно – представлял в единственном числе уже упомянутый Герман Зверев (представляющий на этот раз Ассоциацию добытчиков минтая). Отметим, что АДМ (64% вылова минтая в России и около 34% мирового вылова минтая – сайт Ассоциации) открыто декларирует о своей приверженности "экспортной модели развития" - проще говоря, о безусловном предпочтении внешних рынков внутреннему.

Также напомним, что еще 31 июля в ходе обсуждения "нехорошего приказа" в департаменте оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития коллега господина Зверева по ВАРПЭ Александр Фомин заявлял о том, что приказ-де создаст проблемы экспортерам российской рыбопродукции.

 "В приказе не учтены поручения в части перехода на систему управления рисками. Отсутствует прозрачность, чиновники на свое усмотрение вольны определять, нужны ли лабораторные исследования продукции из водных биоресурсов. Причем лабораторные исследования при экспорте фактически становятся обязательными", – цитировало президента ВАРПЭ отраслевое издание Fishnews.

Само издание также высказало свою позицию, направив запрос в Федеральную антимонопольную службу России.  Претензии к приказу №281, указанные в запросе СМИ, по сути, идентичны с риторикой Фомина и Зверева: утверждалось, в частности, что положения приказа создадут большие сложности и поднимут издержки именно экспортерам рыбосырья, а вот импортеры окажутся "на коне".

Как утверждает отраслевое издание, ссылаясь на ответ антимонопольной службы от 23 сентября, "ФАС нашла проблемные места в приказе по ветсертификации".

Судя по публикации (сам ответ ФАС к ней не прилагается), ничего "антимонопольного" антимонопольщики в приказе Минсельхоза не обнаружили. Вместе с тем нынешнюю редакцию документа в ФАС все же покритиковали.

"Не решен вопрос безвозмездного оформления ветеринарно-сопроводительных документов, установления более длительного переходного периода для сертификации продукции, на которую ранее ВСД не выдавались (например, на готовую молочную продукцию), а также не предусматривается возможность оформления ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольную продукцию умеренного и низкого ветеринарного риска независимыми ветеринарными специалистами/экспертами", -  цитирует ответ на запрос издание.

Между тем Россельхознадзор –  "священный враг" всех рыбодобытчиков, судя по публичным высказываниям руководителей АДМ, ВАРПЭ и других отраслевых сообществ – также заявляет, что ничего не имеет и не имел против "апгрейта" приказа №281.

Как отметил замруководителя РСХН Николай Власов в опубликованном  17 сентября открытом письме, в процессе подготовки приказа бесплатность оформления ветсертификатов – в необходимости чего сходятся и бизнес, и надзорные органы – была заложена в документ, однако в процессе регистрации Минюст это положение в проекте приказа оспорил.

"Это было концептуальное возражение по наличию в Приказе нормы, устанавливающей бесплатность оформления ветсертификатов. Мотив возражения был вполне обоснованным, так как платность их оформления была установлена документом более высокой юридической силы – Постановлением Правительства", - пишет замглавы РСХН.

Николай Власов также сообщает, что Минюст указал на невозможность "введения" в  процесс сертификации независимых аккредитованных специалистов и использования понятия "группы риска продукции" без внесения изменений в федеральное законодательство. По словам замгравы Россельхознадзора, соответствующие предложения в правительство РФ федеральной службой уже готовятся.

От РИА PrimaMedia отметим, что то "борьба борьбы с борьбой", которая развернулась в министерских кабинетах и в информационном пространстве вокруг нашумевшего приказа Минсельхоза, вполне может интересовать ряд участников и по куда более прозаическим причинам, нежели чем предполагаемые "рост издержек для бизнеса", "ограничение конкуренции" или же служебные тяготы региональных ветеринаров.

По мнению замглавы Минсельхоза – руководителя Росрыболовства Ильи Шестакова, высказанному в беседе с корр. агентства, использование в рыбном отрасли электронного документооборота – электронных промысловых журналов, электронной ветсертификации продукции – создаст межведомственную базу данных, с помощью которой

регулирующие госорганы смогут, например, без особого труда "ловить за руку" рыбодобытчиков, осуществляющих переловы или же ведущих "серую" торговлю национальными биоресурсами.