Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Рыбы тень

31.10.2014

Казалось бы, западные санкции на поставку продуктов питания в Россию - благо для отечественного производителя. Заполняй пустующую нишу по самое не хочу! С мясом и овощами не так просто - подкосили за былые годы свое сельское хозяйство, поднимать надо. Но что мешает завалить рыбой стол народный? Уж чем-чем, а водными биоресурсами наша страна богата. В первую очередь, Дальний Восток. Ну и где все это изобилие made in Russia в пику пресловутой норвежской семге?

Поймал - отпустил?

Победные реляции звучали уже 4-5 сентября, на IX Международном конгрессе рыбаков во Владивостоке. Тогда губернатор Приморья буквально «утёр нос» одному из участников форума - Норвегии, заявив, что присоединение этой страны к санкциям против России приморском рынке никак не отразится.

- Мы прогнозируем, что недостатка рыбной продукции в Приморье не будет, - уверенно держал речь Владимир Миклушевский. - Норвежский лосось мы можем заменить дальневосточным - кижучем, неркой, кетой, чавычей глубокой переработки. Семга в искусственных условиях выращена, а чавыча в диких условиях растет. По вкусовым качествам она даже лучше норвежского лосося.

Свой гвоздь в самолюбие норвежских партнеров забил и зам. директора краевого департамента рыбного хозяйства, заметивший, что сами норвежцы по достоинству оценили качество приморской продукции.

- В прошлом году на конгрессе рыбаков был представитель от Норвегии, - вспоминал Сергей Наставшев. - Он сказал, что не пробовал рыбы, вкуснее нашей. С удивлением интересовался, почему мы предпочитаем чужую.

Хорошо, убедили. А где эта самая вкусная рыба в объемах, полностью закрывающих потребности страны? Обратимся к цифрам.

Лососевая путина в Дальневосточном бассейне позади. Окончательные итоги пока подбивают, но, похоже, простые математические расчеты тут не уместны. По состоянию на середину сентября на Камчатке выловили более 130 тыс. тонн. Почти столько же - на Сахалине, Курилах и в Приморье. Суммарный вылов по бассейну (возьмем еще Магадан и Хабаровский край) достиг 270 тыс. тонн. Но если взять другие цифры, получается, что наши промысловики занимаются исключительно спортивной рыбалкой по гуманному принципу: «поймал рыбу - отпусти».

По официальным отчетам Федеральной таможенной службы и Россельхознадзора к этому времени в Китай отправили около 15 тыс. тонн лосося, в Японию - около 35 тыс. тонн, и от 15 до 20 тыс. тонн поехали в глубь России по железной дороге. «Минус» 200 тыс. тонн получается.

Примечательно, что на всем нашем Дальнем Востоке нынче нет таких холодильных мощностей на берегу, чтобы вместить ушедшие в тень эти 200 тыс. тонн. Так ведь не забывайте о том, что не единым лососем жив рыболов. Минтай, сельдь и прочих крабов с креветками тоже хранить где-то надо! Как раз об этом в разгар событий обмолвился президент ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев - в том духе, что при затоваривании портовых мощностей рефрижераторные суда будут стоять на рейде, есть риск сорвать путину, а рыбаки ввиду этого будут вынуждены отправить улов на экспорт. Так вот где приманка зарыта - в твердой конкретной валюте?

Ну-ка, документики!

Рыбаки при этом винят железнодорожников, мол, они завышают тарифы. Те утверждают, что цены божеские, даже снизили их ввиду заморских санкций, чтобы России поспособствовать отстоять свою продовольственную безопасность. Только ускоренными рефпоездами с начала 2014 г. можно было отправить к октябрю 1,4 млн тонн даров моря, но, как говорит начальник ДВЖД Михаил Зинченко, потенциал данных перевозок используется грузоотправителями только на 6 %.

Может, все дело в том, что россияне не желают кушать красную рыбу, предпочитая свинину с говядиной? Так глава Росрыболовства Илья Шестаков в разгар путины, в августе, печалился, что, цитируем «Российскую газету»: «в этом году в сети российских рыбаков, как назло, приплыло мало красной рыбы - на 20 % меньше, чем ожидалось ими ранее. Большая часть лососевых с Дальнего Востока идет именно на внутренний рынок. Эксперты опасаются, что сокращение вылова красной рыбы сильно скажется на российских прилавках на фоне запрета на ее поставки из Норвегии. Только в первой половине этого года из этой страны в Россию завезли около 112 тыс. тонн лососевых. По итогам года эта цифра могла оказаться в два раза выше». Своей красной рыбы, по данным Росрыболовства, у России 390-450 тыс. тонн, от года зависит, но, говорят, нынешний улов не самый плохой.

Грустно Шестакову по одной простой причине. Год назад Россия «съела» около 550 тыс.

тонн лососевых, прогнозировалось, что потребление красной рыбы вырастет. Но это до эмбарго. А что теперь, когда можно рассчитывать только на свой улов? Ограничить потребление ростом цен? Очевидно, совсем не это имел ввиду Владимир Путин, когда ставил перед правительством задачу проработать вопросы, связанные с выделением субсидий на добычу рыбы на Дальнем Востоке - с целью создания экономически обоснованных условий для торговли рыбной продукцией в европейской части России.

Глава Росрыболовства обмолвился, что красная рыба не является социально значимым продуктом. Ему, конечно, виднее, он, возможно, больше на волжскую тараньку налегает, но вряд ли с этим согласятся миллионы простых потребителей, для которых кета и горбуша - одни из главных составляющих будничной кухни. Не по причине модных диет, а потому что относительно дешево и по-настоящему сердито.

Поэтому было бы крайне интересно выяснить с пристрастием, куда уплывает добытый на Дальнем Востоке лосось? Прикинуть можно. По данным управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области, экспорт рыбы-сырца из года в год растёт. При этом 81 % в 2012 г., 80 % в 2013 г. и 87 % за девять месяцев 2014 г. экспортировано в порядке, установленном постановлением правительства РФ № 184, без поступления данной рыбопродукции на территорию России. То есть, без прохождения физического контроля в порядке, предусмотренном актами Таможенного союза, который позволяет идентифицировать продукцию.

Выходит, все мы патриоты, но если есть правовая лазейка, чтобы на заморачиваться российскими требованиями к качеству продукции, лучше сгрузить ее китайским или корейским партнерам. Проще, выгоднее, да и хорошая возможность от детального контроля и учета уйти. По документам - одно, на деле - совсем другие, наличный расчёт или оффшор греют душу. И это - налаженные, четко отработанные за годы деловые связи, которые рушить никто категорически не хочет. Ничего личного - бизнес. А что до антироссийских санкций и продовольственной безопасности родной страны, никто ведь не против при случае «Калинку-малинку» затянуть. Под шелест долларов хорошо поется.

Антон ПАВЛОВ