Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Ржавые суда ведут выгодный промысел

13.01.2015

Если верить статистике, то рыболовная отрасль края завершила год на оптимистической ноте. По данным Приморскстата на 16 декабря, оборот организаций рыболовства и рыбоводства в январе-ноябре 2014 г. составил 24 108.9 млн руб., в действующих ценах - 99.1 % к январю-ноябрю 2013 г.

Это вовсе не означает, что рыбы у нас будет много и по доступной цене. Потому что вылов рыбы и морепродуктов в натуре остается в большей степени загадкой. Слово «оборот» к делу не пришьешь. В условиях санкций и стремительного падения рубля - тем более, поскольку призывы насчет импортозамещения приступа патриотизма у владельцев рыбного бизнеса не вызывает. Они пеняют на сложности с оформлением рыбы на российском берегу и трудности с ее доставкой на стол народный, да и за рубеж ее выгоднее и проще продать. Итак, какие новости доносились в минувшем году с рыболовного фронта?

В рейс идут одни старики

Весь год, как заклинание, звучало словосочетание «рыбный кластер». Вот именно он должен спасти отрасль, нарастить производство и обновить флот! Обоснование значимости проекта, о котором пока только говорят, таково.

– Приморье – регион, богатый морепродуктами, и для эффективной реализации этого потенциала краю нужна современная база, – заявил губернатор Миклушевский. -  Модернизация производств с учетом опыта соседних стран позволит вывести приморские предприятия на новый уровень. Рыбопромысловая отрасль, береговая рыбопереработка, аквакультура – традиционные направления экономики Приморского края. Мы придаем их развитию большое значение, и особенно заинтересованы в глубокой переработке рыбопродукции. Это позволит нам выйти на новый уровень экспорта и поставлять в другие страны продукцию с добавочной стоимостью.

Не забыл глава региона и о внутреннем рынке, выступая в сентябре на IX Международном конгрессе рыбаков во Владивостоке, он выразил уверенность, что недостатка рыбной продукции в Приморье не будет. Хорошо, а как дела с рыбаками?

Как доложил еще в мае депутатам Законодательного Собрания директор департамента рыбного хозяйства и водных биологических ресурсов Передня, в регионе успешно реализуется государственная программа «Развитие рыбохозяйственного комплекса в Приморском крае на 2013-2017 годы». На нее в бюджете предусмотрено более миллиарда рублей. Доля рыбохозяйственного комплекса в экономике края составляет 14,3 %. В Приморье насчитывается 196 рыбодобывающих предприятий, 73 – береговых, 56 – хозяйств аквакультуры, и пять морских портов. Занято в отрасли почти 15 тыс. человек. Объем вылова в 2013 г. составил 798 тыс. т. рыбы и морепродуктов, а объем выращенных водных продуктов – 2 737 т. Это почти 20 % от общероссийского уровня. Всего на путину выходят 324 судна, по сути дела, ржавые корыта.

– Одно из главных препятствий развития рыболовства – старение рыбодобывающего флота, – подчеркнул Передня. – Нормативный срок эксплуатации превышен у 90 % судов, а их средний возраст составляет около 29 лет.

Что до рыбного кластера, по словам чиновника, это даст увеличение денежных потоков в регион, а саму затею планируется вложить свыше 39 млрд руб.: 12 млрд – из федерального бюджета, 2,5 млрд – краевые средства, 25 млрд. – частные инвестиции. Увы, бодрые эти расчеты пока не оправдались.

Уже в июне обозначилась позиция Минвостокразвития: развитие рыбного кластера не войдет в состав Территорий опережающего развития, как это предлагали власти Приморья. А значит, никаких поблажек и дотаций от государства ждать не стоит. И хотя правительство приняло решение о создании у нас рыбного кластера, к исходу года так и не прояснилось, откуда финансировать это все. В ноябре губернатор настойчиво намекал президенту, ссылаясь на мировой опыт, что «те же причальные стенки и холодильное оборудование требуют все-таки государственного участия». Говорил о практически готовой концепции кластера, заказанной «у известного иностранного института» (японского НИИ Номура, единственного, кто подал заявку на конкурс. – авт.). На что президент посоветовал обсудить тему еще раз с вице-премьером Дворковичем и соответствующими ведомствами. И все.

Рыбка, ты чья?

Тем временем, лососевая путина подходила к концу и тут стали проявляться особенности национальной бухгалтерии. В августе глава Росрыболовства Шестаков сообщил о неблагоприятном прогнозе на лосось: при потребности примерно в 550 тыс. т., ежегодный средний вылов не превышает 450 тыс. т. 16 октября Росрыболовство сообщало, что «объём добычи тихоокеанских лососей приближается к прогнозному показателю и составляет около 330 тыс. т.». А 23 октября председатель подкомитета Госдумы России по водным ресурсам Карлов заявил, что весь дальневосточный улов составил всего 200 тыс. т. При этом по данным управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области, к середине сентября рыбаки Камчатки Сахалина, Курил, Приморья, Магаданской области и Хабаровского края выловили 270 тыс. т.

В этом свете интересны данные Россельхознадзора, по которым экспорт рыбы-сырца из года в год растёт. Причем, более 80 % экспортируется в порядке, установленном постановлением правительства РФ № 184 - без поступления данной рыбопродукции в Россию - без прохождения физического контроля по правилам Таможенного союза, которые позволяют идентифицировать продукцию. А как же поставкой рыбы на российский рынок?

– Чтобы реально запустить процесс импортозамещения, нужна добрая воля всех ведомств, одних упреков рыбаков в непатриотичном поведении здесь недостаточно, – рассуждает все тот же депутат Карлов в интервью Fishnews. – Патриотичность следует проявить всем, особенно тем, кто выстраивает бумажные барьеры, а не создает продукт и кормит народ.

А без контроля, действительно, так здорово: указал в бумаге, к примеру, что забитые икрой трюмы, заполнены молоками, которых на деле – только верхний слой. И – вперед, на валютоёмкий рынок Азиатско-Тихоокеанского региона! Вот и президент ВАРПЭ Александр Фомин по занавес путины не прочь был пофилософствовать в том духе, что в России есть своя красная рыба – дальневосточная, но что путина складывается не очень удачно – улов ожидается на уровне 320-330 тыс. т, что меньше прогнозов. А снижение вылова на практике означает, что не стоит рассчитывать на увеличение поставок красной рыбы на внутренний рынок – ведь у рыбаков уже есть контракты и обязательства перед зарубежными партнерами.

И как-то так странно сошлось, что уже долгое время депутат Карлов продвигает в Думе инициативы ЗАО «Гидрострой», непосредственное отношение к которому имеет сенатор Верховский. В частности, как поясняет SakhalinMedia, идею разрешить рыбодобывающим суда пересекать госграницу в уведомительном порядке. Вот тогда мы точно, насчитаем уловы до последнего хвоста, и с качеством все будет в полном порядке!

И вот еще одно интересное совпадение. Как сообщало SakhalinMedia, 8 апреля этого года Девятый арбитражный апелляционный суд Москвы подтвердил ранее установленную ФАС виновность Ассоциации добытчиков минтая (АДМ) и ряда рыбодобывающих компаний Дальнего Востока в организации картельного соглашения и нарушении закона «О конкуренции». Кроме того, еще в декабре 2012 г. комиссия ФАС заявила о том, что гонконгско-китайский холдинг «Пасифик Андес» создал на базе АДМ настоящий картель

международного масштаба. Агентство утверждает, ссылаясь на информацию картотеки арбитражных дел и данные ЕГРЮЛ, что и сенатору Верховскому АДМ не чужда.

А не далее как в ноябре президент этой организации Зверев сильно обиделся на американцев за попытку подорвать репутацию российской рыбы на мировом рынке. Как он заявил Fishnews, политики и рыбопромышленники из штата Аляска утверждают, что «минтаевый промысел в России плохо регулируется и принцип «устойчивого рыболовства» для него не является приоритетом». Тут два вопроса, может, не так уж янки и не правы, учитывая особенности российской рыбалки? И чего это г-н Зверев так печется о мировой репутации, когда на повестке дня ребром стоит вопрос поставки рыбы на стол россиян?

– Рыбный бизнес сегодня из наиболее прибыльных и наименее прозрачных, - считает директор Владивостокского центра по изучению организованной преступности и коррупции Виталий Номоконов. – Примерно три четверти морепродуктов уходит за границу неофициально. Сопоставление данных наших и зарубежных таможенных и иных органов показывают значительную разницу. По крабам – десятикратную, по другим видам – в два-четыре раза. Можно без преувеличения сказать, что большая часть ресурсов уходит за границу нелегально. Здесь замешаны коррумпированные чиновники, рыбопромышленники, криминал.

Депутаты, сенаторы и рыбные президенты, похоже, так не думают.

Прогноз на завтра

На сентябрьском конгрессе рыбаков торжественно подписали бессрочное

соглашение о взаимодействии между администрацией края и ассоциациями рыбохозяйственных предприятий Приморья; разработчиков, производителей и поставщиков рыбоперерабатывающих комплексов и оборудования; добытчиков минтая;

«Ярусный промысел» и «Аквакультура».

– Вопрос создания структуры для взаимодействия бизнеса и власти в регионе назрел давно. По некоторым важным вопросам в крае до сих пор нет согласия даже среди рыбаков, прокомментировал сей факт президент ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов. – Возникает вопрос, почему за двадцатилетнее обсуждение мы так и не можем прийти к единству во взглядах. Ответ - в разных промысловых особенностях даже в пределах одного региона. Перекосы законодательства заставляют власть делать сложный выбор – развитие одних в ущерб деятельности других. Необходимо сделать так, чтобы законодательство отвечало интересам всех рыбаков.

А рыбаки, очевидно, чтобы работали строго по закону и в интересах своей страны? Тем более что по данным ТИНРО-Центра прогнозируют вылов на Дальневосточном бассейне в I квартале 2015 г. более 934,5 тыс. т. – 26,4 % от годового рекомендуемого вылова. Основу возможного вылова составит минтай - 768 тыс. т. (82,3%), сельдь – 63 тыс. т., треска – 22,1 тыс. т., терпуг – 17,4 тыс. т., камбала – 14 тыс. т. и навага – 12,7 тыс. т. Сеть им в руки!

Олег ЯКУНИН