Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Серое законотворчество госрегулятора по экологической экспертизе марикультуры

11.08.2023

Росприроднадзор, обосновывая необходимость сохранения административного барьера для марикультуры в виде госэкоэкспертизы, предоставил в Правительство России заведомо недостоверные сведения.

Как общеизвестно, Росприроднадзор и Минприроды России всячески отстаивают необходимость сохранения обязанности проведения государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) для предприятий морской аквакультуры (марикультуры), которую вице-премьер России Юрий Трутнев в марте прошлого года официально классифицировал как административный барьер и поручил принять меры по его устранению.

Так, Росприроднадзор предоставил в адрес Аппарата Правительства России заведомо недостоверную информацию, подтверждающую виновность и, соответственно, угрозу природной среде со стороны марикультуры.

Госрегулятор в своём письме от 11.07.2022 г. № МК-05-01-29/23126 в адрес Аппарата Правительства России, Минсельхоза в поддержку проведения ГЭЭ приводит 31 нарушение экологических норм, совершенное со стороны марикультурных хозяйств в Приморском крае (это 90 % аквакультуры Дальнего Востока) с 2017 г. по середину 2022 г., т. е. за 5,5 года (прилагается).

Из 31 нарушения 19 – это непрохождение предприятиями марикультуры госэкоэкспертизы, т.е формальное нарушение. Но вот что любопытно, из оставшихся 12 фактических нарушений пять приписано предприятиям, которые, согласно ответу Приморского теруправления Росрыболовства от 21.07.23 № 04-24/4110 (прилагается), не являются аквакультурными, это ЗАО «Пасифик Марин», ОАО «Морепродукт», ООО «Аквамарин», ООО «Невод», ООО «ТОТ». Т.е. информация госрегулятора заведомо недостоверна.

Не исключено, что оставшиеся 7 нарушений или их часть также могут не относится к марикультуре, т.к. указанные здесь крупные предприятия – АО «Южморыбфлот», РК «Приморец», ООО «Рыбозавод Большекаменский» имеют рыбоперерабатывающие цеха, и приписываемые им нарушения по сбросу неочищенных сточных вод и водопользованию могут относится к деятельности этих цехов.

Отраслевое сообщество выступает за полное освобождение марикультуры от экологической экспертизы. Этот барьер появился в результате банального законодательного брака в 2013 г., когда формальная приписка «и иные виды деятельности» в законопроекте о дноуглубительных работах, включила в перечень ГЭЭ всю марикультуру. Пресноводная аквакультура, а это 70 % всей аквакультуры РФ, экоэкспертизе не подлежит.

В начале августа в Госдуму поступил одобренный Правительством РФ законопроект Минприроды об окончательном закреплении обязанности прохождения ГЭЭ за индустриальной аквакультурой и его частичном снятии с пастбищной (кроме ООПТ). Вполне возможно, что указанные выше недостоверные данные использовались для обоснования этого законопроекта. И сейчас Госдума вот-вот может принять второй законодательный брак.

По сути, ГЭЭ марикультуры это большой, но очень дорогостоящий и труднопроходимый мыльный пузырь. Эта проблема является общей для всей России. Она касается Крыма, Краснодара, Приморского края, да и всего Дальнего Востока. Экспертиза является номенклатурной - на рыбоводные участки никто не выезжает. Совокупная стоимость её прохождения в коммерческих и окологосударственных организациях достигает 5 млн рублей за участок. Этих участков только в Приморском крае более 300. Это не менее 1,5 млрд рублей. Не прошедшие экспертизу обязаны покинуть отрасль, т.к. участки целевые (только для аквакультуры). Вложения в бизнес не компенсируются. Экспертиза труднопроходима, т.к. требования установлены на уровне крупных загрязняющих производств. С 2013 года в Приморье ГЭЭ сумели преодолеть лишь 8 аквахозяйств из 114. В Крыму также единицы.


Представительство по Приморскому краю АНО "Национальный общественный комитет по противодействию коррупции" (АНО НОКПК)

Ссылка на письмо Росприроднадзора от 11.07.2022 г. № МК-05-01-29/23126

Ссылка на ответ Приморского теруправления Росрыболовства от 21.07.23 № 04-24/4110

Ответ Приморского теруправления Росрыболовства от 21.07.23 № 04-244110.jpeg