Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Стратегический ресурс

04.04.2014

Организация Объединенных Наций признала исключительные права России на Охотское море, международное сообщество грозит нашей стране санкциями за политику в Крыму, а правительство РФ вновь озаботилось рыбопромышленной отраслью и браконьерством в ней – насколько эти события связаны между собой и к какому результату могут привести?

Взять вопрос за жабры

Многократно говорилось с разных трибун: рыба и морепродукты – ресурс стратегический. Нефть и газ, безусловно, хороши и ценны, но есть их нельзя. А самовоспроизводящуюся рыбу – можно и даже нужно, поскольку полезно. Но тем не менее, отношение к рыбной отрасли и стратегическому ресурсу, плавающему в море-океане, в последние двадцать лет было в диапазоне от «охлажденного» до «свежемороженого»: вроде бы все всё понимали, но до радикального решения проблем руки не доходили, всегда находились более важные дела. А тут – с одной стороны долгожданное решение об Охотоморском анклаве, с другой – угроза экономических санкций со стороны прогневанных США и ЕС, с «примкнувшей к ним» в G-7 Японией. С учетом того, что Кремль, не убоявшись организованного мнения международного сообщества, продолжает жесткую последовательную политику в Крыму и по событиям на Украине, санкции могут и ужесточаться – руководство страны не может не отдавать себе в этом отчета. А что им противопоставить?

Развернувшаяся в течение последних месяцев информационная война между Россией и коллективным «западом» наглядно показала: масса несогласных с «генеральной линией» Кремля, в стране наличествует. Но куда более опасной представляется «пятая колонна» в экономике – в лице тех, кто не ходит на марши и митинги, не пишет в оппозиционных СМИ и соцсетях, но работает во вред интересам Российской Федерации. В частности, этот фактор давно присутствует в экспортно-ориентированных сырьевых отраслях, где бизнес строится на поставках за рубеж природных богатств страны. Например, рыбы и других водных биоресурсов (ВБР), где объемы нелегального, нерегулируемого, незаявленного (ННН) промысла на протяжении двух десятилетий достигают миллиарда долларов США в год по скромным оценкам. И если до сих пор никакие резоны не убеждали браконьеров-контрабандистов свернуть свою деятельность, то вряд ли в них проснется патриотизм из-за нынешнего обострения антироссийских настроений США, ЕС и Японии.

По этой ли причине, или вследствие простого совпадения, но накануне во Владивостоке, на базе Тихоокеанского научно-исследовательского рыбохозяйственного центра (ТИНРО) министр сельского хозяйства Николай Федоров провел межрегиональное совещание по противодействию ННН-промыслу в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне. В этом мероприятии участвовали руководители федеральных и краевых органов власти, силовых ведомств, отраслевых ассоциаций, крупных предприятий отрасли и ученые.  С министром прибыли руководитель Федерального агентства по рыболовству (ФАР) Илья Шестаков, заместитель руководителя ФАР Владимир Соколов и директор Департамента регулирования агропродовольственного рынка, рыболовства, пищевой и перерабатывающей промышленности Минсельхоза РФ Михаил Орлов. Кроме совещания эти чиновники приняли участие в «круглом столе», также проведенном в ТИНРО-центре региональным штабом Общероссийского Народного Фронта в Сахалинской области. И на совещании, и за «круглым столом» обсуждались схожие проблемы: ННН-промысла и работы контролирующих органов, прав малочисленных коренных народов на доступ к водным биологическим ресурсам, развития аквакультуры и сохранения дальневосточных лососей. Эти мероприятия вселяют надежду, что власть наконец-то повернулась к рыбе и рыбакам лицом – лучше поздно, чем никогда.

Цифры антинациональных интересов

По информации директора департамента регулирования агропродовольственного рынка, рыболовства, пищевой и перерабатывающей промышленности Минсельхоза РФ Михаила Орлова, прозвучавшей на совещании, еще в конце 2013 года по поручению президента был утвержден национальный план действий по ликвидации ННН-промысла, который уже рассматривается как угроза безопасности в сфере рыболовства.

По словам Орлова оборот рыбопродукции вырос в прошлом году на 3,8% достигнув 137,9 млрд руб., из которых более 65% приходится на дальневосточный рыбохозяйственный бассейн. Но при этом, по оценке Минсельхоза, незаконный вывоза ВБР за рубеж достиг в

в целом по стране 30 млрд руб. – и это не считая недополученных казной налогов и сборов – и более половины этой суммы также приходится на Дальний Восток.

Признав ННН-промысел серьезной угрозой продовольственной безопасности страны, в правительстве утвердили национальный план противодействия. Который предусматривает совершенствование правового регулирования промысла, усиление контроля и надзора за добычей рыбы, оптимизацию механизмов управления рыбной отраслью. Включая «кнут и пряник»: снижение административных барьеров для добросовестных рыбацких фирм, наряду с ужесточением ответственности за нарушение законодательства в рыболовстве.

За «круглым столом» представители рыбного бизнеса Камчатки и Сахалина припомнили идею экс-главы ФАР Андрея Крайнего отменить ветсертифицирование рыбопродукции на внутреннем рынке и распоряжение правительства № 56-р от 26 января 2011 года, которым предлагалось заменить ветсертификат копией разрешения на вылов (выдаваемого ФАР) об эпизотической безопасности района промысла.

"Когда принималось, "продавливалось" и вышло распоряжение № 56-р, никто не говорил, что ветеринарного контроля не будет, – з,аявил Илья Шестаков, подводя итоги круглого стола. – Вас вводили в заблуждение, просто хотели функцию ветеринарного контроля забрать от Россельхознадзора и создать параллельную службу в Росрыболовстве. Не знаю, стало бы лучше от этого рыбакам. Могу сказать одно – хуже стало бы точно, поскольку у Росрыболовства никогда таких компетенций не было, в момент создания всей этой системы  было бы потеряно больше времени и средств, и замечаний было бы еще больше" – цитирует нового руководителя Росрыболовства РИА Примамедиа.

Такая позиция внушает надежды, ведь в случае ожидаемого ужесточения санкций, импорт мяса и птицы из Евросоюза (свыше 500 тыс. тонн в год), Австралии (до 50 тыс. тонн в год) и США (более 270 тыс. тонн в год) придется замещать рыбой. И чтобы на столы россиян не хлынул «неликвид» соседей по АТР, контроль ослаблять ни в коем случае не следует. Нельзя забывать и о т.н. «рыбном лобби», ведь в органах законодательной власти РФ много лет работают те, кто на срок полномочий формально передал управление бизнесом в рыбопромышленной отрасли, но вряд ли утратил интерес к нему. Такие, как сенатор Александр Верховский, например – в активах которого значились не только предприятия сахалинского холдинга «Гидрострой», но и бизнес в Сиетле, штат Вашингтон, США.

Ресурсная стратегия России

Выявляемые Федеральной антимонопольной службой в рыбопромышленной отрасли картели, целые группы компаний, фактически завязанных на иностранный капитал и обслуживающих стратегические интересы не отечественного, и даже не мирового рынка, а конкурирующих с Россией стран – вот проблема, лежащая в основе ННН-промысла. На Дальнем востоке лишь в последние год-два обратили внимание на то, что китайская группа «Пасифик Андес» контролирует ряд российских фирм, обладающих значительным объемом квот на промысел минтая, а корейский бизнес – группу фирм поменьше, но тоже с весомой долей квот.

При этом в ходу остаются давно известные схемы создания за границей – в США, Японии, Корее, Китае и других странах АТР – подставных фирм, якобы «иностранных партнеров» российских рыбопромышленников, через которые из РФ в оффшоры уходят значительные суммы валютной выручки за национальные ВБР. Те самые суммы, в которых нуждается отрасль для развития – строительства и модернизации флота, развития переработки на берегу, создания предприятий аквакультуры для воспроизводства ресурсов.

Все эти схемы – откровенно противоречащие национальным интересам России – годами сохраняют жизнеспособность именно благодаря лоббистской политике. Они же работают и на ННН-промысел – в борьбе за сверхприбылью хороши все средства. И только жесткие меры правительства, комплексный подход к выявлению и устранению объективных и субъективных предпосылок браконьерства и контрабанды ВБР, позволят, наконец, если не окончательно пресечь, то хотя бы существенно потеснить «теневой сектор» отрасли. Пора понять и признать, что далеко не все отраслевые объединения, ассоциации и организации рыбопромышленников действуют в интересах государства и народа России. И, возможно, именно ужесточение санкций со стороны наших «заклятых друзей» позволят высветить «пятую колонну» в экономике страны. Ведь в условиях экономической блокады России не останется ничего другого, как мобилизовать резервы для наполнения внутреннего рынка и раскрытия собственного потенциала за счет своих же ресурсов. Придет время отстаивания национальных интересов делами, а не словами с трибун – и станет очевидно, кто есть кто.

Дмитрий Уденеев.