Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Запад видит угрозу в рыбопромысловой активности океанического флота КНР

10.05.2021

Недавно европейский центр стратегической аналитики Red Team Analysis Society опубликовал статью, посвященную деятельности океанического флота КНР в свете стратегических угроз, которые она несет балансу мировых систем, здесь мы предлагаем ознакомиться с её сокращенным переводом:

Китайский океанический рыболовный флот — гигантская организация. Он состоит из ошеломляющего числа судов, «где-то» от 2600 до 17000 рыболовных судов дальнего плавания.

Эти мириады судов ведут рыбный промысел в водах Азии, Африки и Южной Америки. Их активная деятельность вызывает рост числа инцидентов с применением насилия на море. Они случаются во время агрессивных столкновений с береговой охраной или другими рыболовными флотами, которые пытаются защитить свои национальные рыбные промыслы.

Многие аналитики и комментаторы обращают внимание на двойное, т.е. гражданско-военное измерении китайского рыболовного флота. Они видят, как рыболовные операции смешиваются с активностью т.н. «рыболовного ополчения». Последнее является одним из видов вооружения ВМС Китая.

Масштабы китайского океанического флота и его связь с военными превращают его в грозный инструмент морского и геополитического влияния КНР. Так получилось, что китайские рыболовные предприятия часто сильно навязывают свое присутствие в исключительных экономических зонах иностранных государств. Эти агрессивные действия приводят к «маркировке» морских участков как находящихся под влиянием Китая, что особенно актуально в отношении Южно-Китайского моря.

Гигантские размеры этого океанического рыболовного флота превосходят размеры флотов США, Европы и Японии, вместе взятых. Де-факто китайский океанический флот имеет уникальный характер именно из-за своего масштаба. Для сравнения, рыболовный флот США насчитывает всего 300 судов дальнего плавания. С геополитической точки зрения это означает, что океанический флот Китая обладает влиянием в глобальном масштабе.

Возникает серьезный вопрос: во времена истощения океана и его закисления от углекислого газа из атмосферы Земли, каково стратегическое значение таких масштабных национальных рыбопромысловых сил КНР? Другими словами, китайский рыболовный флот – это «просто» инструмент влияния и экономического развития, или это сигнал надвигающихся «голодных войн»?

Огромные масштабы китайского океанического рыболовного флота совершенно не соответствуют масштабам рыболовных флотилий других государств. В 1983 году у Китая было всего 13 судов океанического флота. А в 2016 году китайский флот представлял уже почти 40% от общего объема деятельности 10 ведущих флотилий океанического рыболовства, вылавливая 15,2 миллиона тонн рыбы ежегодно, что эквивалентно примерно 20% мирового улова, в то время как Китай потребляет 38% мирового производства рыбы (включая продукцию аквакультуры и импорт). Этот флот состоит из самых разных типов судов, от ярусоловов до траулеров, кальмароловов-джиггеров и многих других.

Пропорциональная интенсивность рыбного промысла стран, входящих в топ-10 флотилий океанического рыболовства

Топ-10 флотилий океанического рыболовства

Пропорция интенсивности рыбного промысла

Китай

37,99 %

Тайвань

21,49 %

Япония

10,06 %

Южная Корея

9,96 %

Испания

9,77 %

США

3,33 %

Вануату

2,59 %

Франция

1,90 %

Россия

1,50 %

Другие

1,42 %

(на основе данных AIS Global Fisheries Watch, 2016-2017 гг.)

Морепродукты играют основную роль в обеспечении продовольственной безопасности Китая, учитывая китайские кулинарные традиции и экономику. В 80-е годы граждане КНР стали богаче. Таким образом, они могут позволить себе большее кулинарное разнообразие. Одним из последствий является то, что средний китаец съедает более 35 кг рыбы ежегодно. Для сравнения, среднее мировое потребление составляет 18 кг на человека.

Южно-Китайское море играет важную роль в обеспечении продовольственной безопасности Китая. Здесь вылавливается значительная часть рыбы, потребляемой в КНР. Южно-Китайское море — одна из самых богатых морских экологических систем на Земле. Здесь можно найти более 3365 различных видов рыб, очень важные районы рифов, а также гигантских моллюсков. Эти биологические ресурсы привлекают рыболовные флоты многих стран, включая Вьетнам и Филиппины. В связи с этим Китай особенно активно развивает систему взаимодействия между своим флотом береговой охраны и своим 50-тысячным прибрежным рыболовным флотом, который объединяет суда всех размеров, типов и дальности плавания. Напротив, океанический рыболовный флот Китая состоит из судов, способных преодолевать международные расстояния.

Эту смешанную армаду журналисты окрестили «рыболовным ополчением». Довольно сложно определить её точное число, потому что многие капитаны выключают транспондеры, превращая свои суда в «корабли-невидимки».

Истощение рыбных запасов у побережья Китая толкает рыболовный флот всё дальше и дальше в Южно-Китайское море. Это часто вызывает инциденты между судами разных стран из-за агрессивной практики китайского рыболовного флота.

Между тем, правительство Китая решительно поддерживает модернизацию флота. Это достигается за счет крупных субсидий и замены старых судов новыми, со стальными корпусами. В то же время судовладельцы могут оборудовать свои суда системой Baidu, китайской глобальной системой позиционирования, которая позволяет им напрямую контактировать с флотом береговой охраны КНР. Рыбаки также проходят базовую военно-морскую подготовку, особенно по тактике маневрирования.

Другими словами, китайский рыболовный флот — это орудие морской силы. Он проецирует гигантскую китайскую «силу потребности» на весь океан. Китайская «сила потребности» — это огромная и постоянная потребность в различных видах ресурсов и продуктов. Они необходимы для удовлетворения основных и развивающихся потребностей гигантской страны, которая проходит тройной цикл — экономического роста, потребления и очень быстрой урбанизации.

Этот фактор вызывает множество трений и инцидентов, когда китайские суда начинают промысел в национальных ИЭЗ других государств. За последние годы эти инциденты произошли не только в водах Филиппин, Северной Кореи и Вьетнама, но также в водах Камеруна, Перу и Боливии. В Камеруне и Боливии береговая охрана арестовывала целые экипажи китайских судов за незаконный промысел.

В Мозамбике, Сенегале, Нигерии, Гане китайские суда допускают опасный перелов и истощают местное море. Поступая таким образом, они лишают прибрежные общины их источников питания и доходов.

Карта этой напряженности и инцидентов показывает, что китайский океанический рыболовный флот является фактором, который проецирует китайскую способность добычи морепродуктов на глобальном уровне. Тем не менее, с этой необычной проекцией мощи Китая возникает глубокий парадокс, поскольку она призвана удовлетворить экспоненциально растущий спрос на морепродукты в Китае. С 1990 по 2010 год потребление морепродуктов в Китае росло на 6% в год. Сейчас на Китай приходится от 34% до 38% мирового потребления рыбы. К 2030 году этот показатель может вырасти еще на 30%.

Но эта фантастическая рыбалка происходит в теплеющем, загрязненном и закисляющемся океане. На самом деле, быстро возрастающие уровни парниковых газов в атмосфере, в том числе CO2, которые вызывают изменение климата, также подкисляют морскую воду.

Этот процесс сочетается с химическим и биологическим воздействием промышленного и сельскохозяйственного загрязнения земель. Такое сочетание ставит под угрозу рыболовство, которое является важным компонентом пищевых ресурсов всего морского фасада. Эти изменения имеют прямые геополитические последствия. Действительно, они влияют на самое основное геофизическое равновесие, от которого зависят человеческие общества и международные отношения.

Примером, среди множества других, является Индийский океан. Там гигантский кризис разворачиваться в настоящее время в его западной части. Исследование показывает, что за последние 16 лет произошла тревожная потеря более 30% фитопланктона в западной части Индийского океана. Эта потеря, безусловно, связана с ускоренным нагреванием поверхностных вод, где обитает фитопланктон. Потепление блокирует смешивание поверхностных вод с более глубокими холодными водами, где питательные вещества планктона — нитраты, фосфаты и силикаты — возникают и где они оказываются заблокированы.

Проблема состоит в том, что планктон является основой всей пищевой цепочки океана. Например, в 2012 году исследования показали резкое сокращение популяций рыбы у побережья Кении и Сомали. Это снижение было результатом не только перелова. Оно также было последствием чрезмерного вылова рыбы и потери планктона.

Эта тенденция, скорее всего, сохранится в обозримом будущем. Причиной её является потепление океана из-за изменения климата. Таким образом, эта эволюция изменит весь Индийский океан. Возрастает риск того, что этот биологически богатый океан может превратиться в «экологическую пустыню».

Если мы учтем то, что происходит в Индийском океане и в других местах, и добавим к этому деятельность китайского океанического флота, то мы увидим, что гигантский китайский рыболовный флот чрезмерно эксплуатирует ресурсы меняющегося и быстро истощающегося океана. Поступая таким образом, китайский флот также конкурирует с другими странами за доступ к продовольственным ресурсам.

Это меняет взгляд на китайский рыболовный флот как средство влияния с точки зрения классической игры за власть и за доминирующее положение. Уникальное стратегическое воздействие этого флота проявляется в состоянии напряженности, которое возникает из-за нынешней конкуренции между китайским флотом и практически всеми другими рыболовными флотами мира, а также из-за его многочисленных посягательств на ИЭЗ других стран. Конечная цель систематических столкновений, провоцируемых этим гигантским флотом, — доступ к морепродуктам в опустевшем океане. Эти морепродукты — прежде всего для китайских потребителей. Затем они будут продаваться на мировом рынке китайскими компаниями. Таким образом, они принесут прибыль, необходимую для развития Китая. Другими словами, в Китае и во всем мире растет спрос на быстро сокращающиеся ресурсы.

Таким образом, китайский океанический флот является одновременно инструментом экономического развития и продовольственной безопасности. Его цель — обеспечить постоянные и растущие поставки морепродуктов, то есть белков, в материковый Китай, несмотря на конкуренцию и состояние океана.

Эта стратегическая цель объясняет, почему китайский рыболовный флот является военно-гражданской силой. Другими словами, китайский флот — это сила продовольственной безопасности, которая, возможно, готовит Китай к морским войнам за продовольственные ресурсы, то есть т.н. «голодным войнам» в глобальном масштабе.

Китай делает это, заблаговременно размещаясь на оставшихся биологически богатых водах. В той же динамике китайские пищевые компании развивают множество инфраструктур, обеспечивающих доступ Китая к этим ресурсам. Таким образом, они защищают для себя весь процесс отлова и обработки, несмотря на присутствие других участников.

Например, в Гвинейском заливе активно работают китайские суда океанического промысла. Их привлекает биологическое изобилие местных вод, в то время как возможности прибрежной национальной береговой охраны прибрежных государств, таких как Гана, Того, Бенин, Нигерия, Камерун и Габон, очень слабы. В то же время китайские компании в настоящее время строят рыболовный порт и зону переработки в Андони. Это позволит китайским судам напрямую поставлять улов в местную китайскую промышленную зону. Там он будет переработан и отправлен в Китай или в другие страны. Кстати, китайские инвестиции в инфраструктуру, строящуюся в Африке, настолько многочисленны, что превращают Китай в крупного энергетического брокера в этих странах.

На этом примере мы можем наблюдать, как китайская система предварительного позиционирования промысла и обработки может иметь стратегическое значение для поддержки добычи морепродуктов китайскими рыбаками, в то время как истощение океана ускорится в ближайшие годы. Этот процесс вызывает растущее противодействие в борьбе за доступ к морепродуктам со стороны некитайских субъектов против китайских субъектов. Однако китайские игроки готовы защищать свою долю, особенно за счет глобального военно-гражданского позиционирования.

Например, в период с 2015 по 2020 годы более 500 северокорейских кораблей были обнаружены японской береговой охраной дрейфующими и в Японском море. Северокорейские экипажи на них были не чем иным, как останками скелетов, погибших от голода. Так получилось потому, что эти суда были оттеснены из их привычных районов промысла китайскими судами, ведущими промысел кальмаров. Этот китайский промысел буквально опустошил некогда богатые кальмарами северокорейские воды. Что и вынудило северокорейские экипажи уходить все дальше и дальше в море, где они и погибли. Другими словами, если мировые «голодные войны» пока что в будущем, похоже, что «морские голодные войны» уже происходят. Другими словами, то, как Китай использует свой гигантский «рыболовный флот и ополчение», вполне может быть способом как можно раньше занять доминирующее положение в грядущих голодных войнах в быстро опустошаемом океане.

Автор статьи - Д-р Жан-Мишель Валантин (доктор философии, Париж), возглавляет Отдел окружающей среды и безопасности Red Team Analysis Society. Он специализируется на стратегических исследованиях и оборонной социологии с акцентом на геостратегию окружающей среды, является автором «Menace climatique sur l'ordre mondial» (Климатическая угроза мировому порядку), «Ecologie et gouvernance mondiale» (Экология и мировое управление), «Guerre et Nature, l'Amérique prépare la guerre du климат», «(Война и природа: Америка готовится к климатической войне).



Больше рыбных новостей читайте в телеграм-канале https://t.me/aspacfis


Далекая окраина