Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Эксперты выявили мошенническую схему с фейковыми курьерскими сервисами

20.05.2020

Международная компания Group-IB обнаружила более 250 фишинговых сайтов популярных курьерских служб, которые доставляют заказанные через интернет товары. Все фейковые ресурсы направлены на блокировку, говорится в пресс-релизе компании, поступившем «Известиям» 20 мая.

В связи с самоизоляцией граждане стали на 30–40% чаще делать заказы через интернет, этим и решили воспользоваться мошенники. С помощью поддельных сервисов курьерской доставки злоумышленники похищают данные банковских карт пользователей и выводят деньги. Так, ежедневный оборот только одной такой «курьерской схемы» превышает 200 тыс. рублей.

Принцип мошенничества прост: на сервисах бесплатных объявлений размещаются сообщения о продаже самых разных товаров по намеренно заниженным ценам. Заинтересовавшемуся покупателю предлагают продолжить разговор в каком-нибудь мессенджере, а там просят прислать ФИО, адрес и номер телефона якобы для оформления доставки через курьерскую службу и отправляют ссылку на фишинговый сайт.

Создавая фейковые сайты, злоумышленники полностью копируют дизайн популярного бренда и используют похожее доменное имя, чтобы жертва не заметила подлога. На сайте пользователю предлагается ввести данные банковской карты для оплаты покупки. За раз преступники зарабатывают порядка 15–30 тыс. рублей и зачастую пытаются обмануть жертву повторно, предлагая оформить возврат средств из-за ЧП — например, сотрудника почты поймали на краже, а товар конфисковала полиция. В результате у доверчивого покупателя списывается такая же сумма.

Как правило, в преступной группе четко распределены роли, а коммуникация ведется через Telegram-ботов. Админы, они же саппорты или модераторы, занимаются созданием фишинговых ресурсов, рекрутингом и распределением похищенных денег. Воркеры размещают «приманки» на сервисах бесплатных объявлений и общаются с жертвами, которых называют мамонтами. Прозвонщики, они же возвратчики, в роли операторов «службы поддержки» проводят схему с «возвратом».

«Мы еще раз обращаем внимание пользователей служб доставки и сервисов бесплатных объявлений о необходимости проявлять бдительность: мошенников в Сети сейчас больше, чем когда-либо. Мы активно блокируем подобные мошеннические ресурсы, однако они могут появляться вновь, учитывая востребованность курьерских услуг», — отметил руководитель CERT-GIB Александр Калинин.

Чтобы не попасться на уловку мошенников, эксперты советуют не вестись на большие скидки, при общении с продавцом не переходить из площадки сервисов объявлений в мессенджеры, не заказывать товары по предоплате и внимательно изучать сайт, который требует данные банковской карты.

Также на самоизоляции участились случаи мошенничества с электронными пропусками на передвижение. Такой документ можно оформить бесплатно, однако злоумышленники пытаются их продавать. С марта по 12 мая было выявлено более 180 таких ресурсов.

О том, как распознать афериста при звонке, рассказал эксперт проекта Минфина по финансовой грамотности Дмитрий Янин 4 мая.

"Известия"