Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Украина ежегодно будет обходиться Евросоюзу в 200 миллиардов евро

10.11.2023

Рекомендации Еврокомиссии начать переговоры о вступлении в ЕС с Украиной, Молдавией, а также Боснией и Герцеговиной должен утвердить Европейский совет. Но уже на этом этапе может возникнуть первая заминка. Венгрия заявила, что заблокирует начало переговоров с Киевом, так как Украина ущемляет права венгерского меньшинства, не выполнила все необходимые условия, предъявляемые кандидату на вступление, и к тому же находится в состоянии вооруженного конфликта. "Мы видим, что (на Украине) не соблюдаются свобода СМИ и свобода слова, видим, что не проводятся выборы", - заявил венгерский министр иностранных дел Петер Сийярто, отметив, что "особенно вопиющими являются нарушения прав нацменьшинств". Претензии предъявляет и Польша. По словам замглавы польского МИД Павла Яблонского, Варшава не допустит вступления Украины в ЕС до тех пор, пока не будет проведена эксгумация жертв Волынской резни.

Впрочем, от начала переговоров до самого вступления путь неблизкий и, как показывает пример Турции, не всегда успешный. Сейчас Брюссель торопится начать с Украиной переговоры, хотя она не выполнила всех условий, что признает и Еврокомиссия. Однако это не означает, что дальше все пойдет так же быстро. С точки зрения Брюсселя, вступление в ЕС - это прежде всего "морковка", которой очень удобно размахивать перед носом страны-претендента, добиваясь от нее выполнения всех выдвигаемых Евросоюзом условий. И Украине пододвигают эту "морковку" максимально близко, повышая таким образом эффективность воздействия. Но в момент вступления в ЕС волшебная "морковка" тут же утратит свою силу, а Брюссель потеряет возможность влиять на Киев, получив вместо этого множество проблем. Поэтому спешить с завершением переговоров Евросоюзу нет никакого резона.

Евросоюз вполне способен "переварить" небольшую Молдавию или Боснию, но вступление Украины может просто взорвать его изнутри, что европейские политики давно и хорошо понимают. По оценкам той же Еврокомиссии, Украине, если она вступит в ЕС, ежегодно придется отдавать около восьмой части союзного бюджета, или почти 200 миллиардов евро. И это не считая ущерба для европейских компаний, которые столкнутся с масштабным притоком на рынок дешевой украинской продукции и услуг. Чем это грозит, можно сейчас наблюдать на примере польских фермеров и транспортников. В политическом же плане Украина значительно усилит "восточный блок" внутри ЕС и ослабит влияние западных стран, в том числе Германии и Франции. Причем именно Германия и Франция, как основные доноры бюджета ЕС, будут за все это платить.

Перспектива для Парижа и Берлина не самая привлекательная, поэтому они намерены сначала серьезно реформировать ЕС и только потом его расширять. Реформа должна гарантировать им как минимум сохранение влияния за счет отмены права вето в Совете ЕС. Однако германо-французские планы реформ простираются гораздо дальше - вплоть до разделения ЕС на разные зоны или "классы" интеграции. В таком Евросоюзе будет привилегированное "ядро" и ограниченная в правах и возможностях периферия. И не исключено, что именно там, на периферии, окажутся после вступления сегодняшние страны-кандидаты, включая Украину.

Киев, конечно, заявляет, что станет для ЕС "активом, а не обузой" и что расширение европейского рынка на Украину принесет Евросоюзу большие выгоды. Но расширить свой рынок, так же как получить доступ к украинским человеческим и природным ресурсам Евросоюз вполне может и не предоставляя стране прав полноценного члена. Для этого нужно лишь полностью изменить украинское законодательство, что ЕС до сих пор делал в рамках соглашения об ассоциации, а теперь продолжит уже в процессе переговоров о вступлении. В результате на Украину будут распространяться все издаваемые Брюсселем законы и постановления, но никаких прав в ЕС она иметь не будет или будет, но весьма ограниченные.

Российская Газета