12.12.2023
Об этом свидетельствуют результаты исследования «Независимая оценка фактической доли автомобилей легкового такси без полиса ОСАГО», проведенного рабочей группой ОНФ «Защита прав автомобилистов» в ноябре-декабре 2023 года.
По итогам исследования руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петр Шкуматов отмечает, что «в регионах доля некорректно оформленного ОСАГО поражает воображение. Например, в Екатеринбурге 85% таксистов либо не имеет полиса, либо оформляет его с нарушениями. Только 15% автомобилей такси имеет правильно оформленную страховку, которая гарантирует выплату пострадавшим в ДТП. В столице ОСАГО не имеет 17% таксистов, а с нарушениями полис оформляют 24% московских такси. При этом в Москве и Московской области доля автомобилей без разрешения ниже статистической погрешности (менее 1%)».
Возникает логичный вопрос, почему официальные такси, имеющие разрешение, выходят на линию с нарушением закона, обязывающего всех автомобилистов иметь полис обязательной «автогражданки»? Новый закон о такси, призванный исправить эту ситуацию, сейчас подвергается мощной критике таксомоторной отрасли. Среди аргументов – утверждения, что ОСАГО для такси стоит неподъемных денег и что именно дорогое ОСАГО для перевозчиков влияет на стоимость поездок для пассажиров такси. Но так ли это в действительности?
Что касается первого пункта, по результатам исследования рабочей группой ОНФ «Защита прав автомобилистов», средняя цена действующего полиса для такси находится в районе 30 тысяч рублей. При этом цена на ОСАГО для такси примерно одинаковая во всех регионах и отражает высокий уровень аварийности, а значит и риска для страховщиков. «По нашим данным, только 37% такси ездит без аварий, – подчеркивает Шкуматов. – Например, автомобиль-рекордсмен попадал в аварии за последнее время 14 раз! И это только те ДТП, которые были оформлены с помощью ГИБДД, европротоколы не входят в эту статистику. Чаще всех в аварии попадают такси в Санкт-Петербурге, реже всего – в Челябинске». Статистика Российского Союза Автостраховщиков (РСА) свидетельствует, что таксисты в 7 раз чаще, чем остальные водители становятся виновниками ДТП. Так, частота страховых случаев для такси по итогам 2022 года составила 34,6%, тогда как чем частота страхового события в целом по РФ только 5,2%.
Евгений Уфимцев также напоминает, что статистика МВД не отражает всю полноту картины высокой аварийности такси, которую видят страховщики. «Это связано, во-первых, с тем, что статистика МВД учитывает только ДТП с вредом здоровью или жизни. В крупных же городах аварии, как правило, не настолько серьезные, и такси в подавляющем большинстве случаев причиняет вред лишь имуществу потерпевших, – пояснил президент РСА. – Во-вторых, аварии, в которых ущерб причинен нескольким машинам, в статистике МВД учитываются как одно событие».
Что касается второго аргумента о подорожании стоимости поездок для пассажиров из-за ОСАГО, их также опровергает статистика. Так, по данным президента РСА Евгения Уфимцева, в среднем в целом по России стоимость ОСАГО на одну поездку составляет всего 3 рубля 74 копейки. Эта стоимость может варьироваться в различных регионах. Например, в Москве она составляет 5 рублей 27 копеек на поездку.
Пресс-служба Информационного проекта
«ОСАГО: общественная экспертиза»