Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Для решения проблемы обеспечения жильем детей-сирот нужно участие всех уровней власти

02.03.2020

Как сообщили изданию «Далекая окраина» в пресс – центре Счетной палаты РФ, принимаемые государством меры в области обеспечения жильем детей-сирот пока не смогли кардинально изменить ситуацию в этой сфере: очередь на получение жилья продолжает расти. Для решения проблемы нужен детальный план действий, предусматривающий участие органов власти всех уровней. Такое мнение высказала аудитор Счетной палаты на заседании круглого стола Общероссийского народного фронта, посвященного проблемам жилищного обеспечения детей-сирот.

«Реализация государственных гарантий по обеспечению детей-сирот жильем – сегодня, пожалуй, самый недофинансируемый мандат. Численность стоящих на учете на получение жилья сирот выросла за последние пять лет почти на 50 тыс. человек и составила на начало 2020 года около 280 тысяч. Из них 191 тыс. или 68% – взрослые люди старше 18 лет, не получившие квартиры своевременно. Только за прошлый год задолженность перед ними выросла на 10,4 тыс. человек», – заявила Светлана Орлова.

По расчетам Счетной палаты, в среднем по Российской Федерации разрыв между реальной потребностью в средствах на обеспечение жильем детей-сирот и бюджетными назначениями составляет порядка 6,7 раза. На решение проблемы требуется около 265 млрд рублей.

«Ежегодно на исполнение обязательств государства перед детьми-сиротами в консолидированных бюджетах предусматривается более 32 млрд рублей. Основные расходы несут региональные бюджеты, доля софинансирования из федерального бюджета составляет не более 20-21%. Выделяемые средства позволяют реализовать право на жилье менее 25% сирот, состоящих на учете», – пояснила Светлана Орлова.

«Бывшие воспитанники детских домов пытаются решить свои жилищные проблемы в судах. В результате сегодня в 12 регионах жилье предоставляется исключительно по судебным решениям. Однако наличие решения суда не приближает бывших сирот к получению законной квартиры. Количество неисполненных судебных решений за 2018-2019 годы выросло более чем на 3 тыс. и составило 26,1 тыс.», – добавила аудитор.

Светлана Орлова обозначила основные системные проблемы, выявленные Счетной палатой, и предложила пути их решения: 

1. Отсутствие единой скоординированной политики и недостаточное использование имеющихся ресурсов и возможностей.

В существующей системе учета нет сведений, характеризующих «социальный портрет» ребенка-сироты. Это не позволяет принимать обоснованные решения для выделения жилой площади, ориентированной на потребности конкретного человека. «Необходима доработка дополнительных модулей системы для проведения комплексного мониторинга», – считает Светлана Орлова. 

2. Отсутствие в регионе подходящего жилья.

Увеличение средств на обеспечение детей-сирот жильем должно коррелироваться с наличием в регионе подходящих жилых помещений и возможностями их приобретениях органами власти. Если это соответствие есть, то и государственные гарантии реализуются успешно. Однако пока не все регионы ведут активное строительство жилья, соответствующего установленным требованиям. «Выход здесь видится в закупке квартир на вторичном рынке. При этом необходимо упрощение процедуры закупки. Возможным путем решения проблемы может стать образование в регионах фонда социального арендного жилья», – отметила аудитор. 

3. Неиспользование возможностей имеющегося невостребованного жилищного фонда.

Ни в одной информационной системе, ведущей учет нуждающихся в получении жилья, нет единой сводной информации о свободном жилом фонде (федерального, регионального и ведомственного уровней), который можно использовать для обеспечения граждан, в том числе детей-сирот, жилыми помещениями. При этом в стране такой свободный жилой фонд имеется. «В ходе проверки Счетная палата совместно с Минобороны России выявила 508 не востребованных военнослужащими жилых помещений, которые могут быть переданы регионам для обеспечения жильем детей-сирот. Все квартиры пригодны для проживания, расположены в районах с развитой социальной инфраструктурой», – сообщила Светлана Орлова. 

4. Предоставление жилья сиротам только в том регионе, где они стоят на учете.

Если у региона или муниципалитета нет возможности предоставить жилье, дети-сироты годами стоят на учете, но не могут получить жилье в другом регионе «При этом есть регионы со свободным жильем, развитой социальной инфраструктурой и потребностями в трудовых ресурсах. В первую очередь это Дальний Восток, Байкальский регион, территории опережающего развития», – подчеркнула Светлана Орлова. 

5. Медленное внедрение новых технологий в области обеспечения сирот жильем.

Есть практики, о которых регионы не всегда знают. Например, в Московской области отсутствие задолженности жилья перед детьми-сиротами достигается не только достаточным финансированием, но и четко отлаженным механизмом, позволяющим заблаговременно планировать бюджетные расходы. На каждого ребенка составляются дорожные карты. Есть полное понимание когда, где и какую квартиру получит гражданин при выпуске из интернатного учреждения. 

В Приморском крае отрабатывается технология предоставления сиротам, достигшим 25 лет, «сертификата» на приобретение жилого помещения в собственность на всей территории Приморского края. «Данная технология является наиболее предпочтительной для ликвидации задолженности перед лицами, старше 23 лет, – подчеркнула Светлана Орлова. – При этом расчет стоимости «жилищного сертификата» должен проводиться в субъектах Российской Федерации по единой, установленной на федеральном уровне, методике. Источником финансирования до полной ликвидации задолженности может стать федеральный бюджет. Для обеспечения жильем состоящих на учете 68,4 тысяч лиц из числа детей-сирот старше 23 лет, потребуется порядка 94,3 млрд рублей».

Подводя итоги выступления, Светлана Орлова отметила, что Счетная палата продолжит мониторинг этой чувствительной темы, а также рассказала о мерах, принятых Правительством по итогам нашей работы.

«По нашей инициативе в декабре 2019 года Председатель Правительства Российской Федерации провел совещание, по итогам которого поставлена задача до 2025 года ликвидировать задолженность перед детьми-сиротами старше 18 лет, накопившуюся на 1 января 2020 года. Принято решение о дополнительном выделении из федерального бюджета на данные цели в 2020 году 2,3 млрд рублей с последующим увеличением объемов финансирования. Также дано поручение о включении мероприятий по предоставлению жилья детям-сиротам в госпрограмму «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Одновременно поставлен вопрос о повышении ответственности регионов за исполнение полномочий по обеспечению жильем детей-сирот. Мы считаем, что решение проблемы возможно в двух направлениях. Первое – это все-таки добиться того, чтобы те, кому в этом году исполняется 18 лет, получили жилье в плановом порядке. Второе – сделать отдельную программу для тех, кому уже есть 18 лет и они не получили жилье своевременно. И не допускать нарастание задолженности», – подытожила аудитор.

Далекая окраина