Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Фискальный размен

06.12.2012

Бизнес призвали еще раз обсудить тему налогов. Речь идет о том, что лучше - налог на добавленную стоимость (НДС) или налог с продаж.

У экспертов "РГ" по этому поводу пока нет единого мнения.

Дискуссию о замене НДС налогом с продаж предложил премьер-министр Дмитрий Медведев на встрече с представителями Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) во вторник. Он попросил бизнес высказать по этому поводу свое мнение. И добавил, что в целом повышения налогов не планируется.

Главный плюс налога с продаж в том, что он мог бы пополнить региональные бюджеты, считают эксперты. "НДС уплачивается на различных стадиях производственной цепочки, им облагается вся созданная дополнительная стоимость, - объясняет доцент Института экономической политики имени Гайдара Сергей Дробышевский. - А налог с продаж платит розница, то есть торговые предприятия. Он больше привязан к месту продажи товаров и оказания услуг в географическом плане". Соответственно, налог с продаж мог бы стать источником для пополнения доходной базы регионов. Еще одно преимущество налога с продаж - его облегченное администрирование, добавляет эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Елена Пенухина.

Но все не так просто. При замене НДС налогом с продаж возникают риски. "НДС взимается со всех участников производственной цепочки, и в случае уклонения от его уплаты на одном из ее звеньев казна теряет только часть сбора", - отмечает Пенухина. Если же начнут уходить в тень некоторые торговые предприятия, то они недоплатят уже весь налог с продаж и казна рискует потерять большие деньги, предупреждает собеседница "РГ". К тому же НДС - ключевой налог для федеральной казны, его отмена для бюджета будет чувствительна.

Выиграют ли от налогового "размена" потребители? "При отмене НДС торговые сети вряд ли вычтут его из конечной стоимости товаров. А вот налог с продаж обязательно в цену заложат", - считает Дробышевский. Это означает неизбежное повышение стоимости товаров и услуг для потребителя, на сколько именно, - будет зависеть от величины налога. По оценкам Дробышевского, чтобы решить проблемы регионов, ставка должна быть не менее 10-15 процентов.

Что касается бизнеса, то его представители пока предлагают не спешить с выводами. "Вы видите, что происходит сейчас на мировых рынках - турбулентность", - говорит исполнительный вице-президент РСПП Александр Мурычев. В такой ситуации резкие непродуманные движения нежелательны. Главными налоговыми проблемами для бизнеса, по его словам, остаются большие ставки обязательных страховых взносов и высокие тарифы по обязательному страхованию опасных производств.

РГ