Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Пандемия обозначила необходимость цифровой трансформации системы образования

01.02.2021

Как сообщили изданию «Далекая окраина» в пресс – центре Счетной палаты РФ, неполное освоение бюджетных средств и недостаточно проработанные показатели результативности – основные недостатки нацпроекта «Образование». Такое мнение высказал аудитор Счетной палаты Дмитрий Зайцев на «правчасе» в Совете Федерации.

«В 2019 году исполнение нацпроекта составило 91%. При этом самый низкий уровень сложился по федеральному проекту «Современная школа». Причина – низкое освоение субъектами Российской Федерации межбюджетных трансфертов и неполное исполнения взятых на себя обязательств, в том числе по строительству школ. Аналогичная ситуация сложилась и в 2020 году. Согласно оперативным данным на 1 января 2021 года на Нацпроект израсходовано 86,4%, в том числе по ФП «Современная школа»  – 81,5%. При этом исполнение межбюджетных трансфертов варьируется от 77% до 84,5%», – привел данные аудитор.

Неоднократно Счетная палата отмечала и некорректность подхода к определению показателя нацпроекта «Средневзвешенный результат российской федерации в группе международных исследований качества общего образования». Он рассчитывается на базе трех различных по своим требованиям и характеристикам исследованиях: PISA, TIMSS и PIRLS. «Эти исследования охватывают различные возрастные группы, имеют разные циклы измерения и не совпадают между собой по годам. Поэтому мы предлагаем использовать результаты каждого исследования отдельно», – пояснил Дмитрий Зайцев.

Отдельно аудитор остановился на проблемах и рисках, которые проявились в 2020 году, когда образовательный процесс пришлось перенести в онлайн. В частности, остро обозначился цифровой разрыв между системой образования в городской и сельской местностях. «Доля школ с недостаточной скоростью Интернета в сельской местности в 4,2 раза больше, чем в городской. Сохраняется очень высокая дифференциация оснащенности персональными компьютерами, интерактивными досками и мультимедийными проекторами в городской и сельской местности и в разных регионах страны», – описал ситуацию аудитор.

Еще одним риском оказалась неподготовленность педагогического состава к использованию цифровых технологий и продуктов. При этом в нацпроекте «Образование» не выделены мероприятия по повышению квалификации учителей в части цифровых компетенций, в том числе в области современных технологий онлайн-обучения.

Другая проблема – рост образовательного неравенства в стране. Как отметил Дмитрий Зайцев, при переходе на удаленку наиболее пострадали дети из малообеспеченных и многодетных семей. По мнению Счетной палаты, это повышает риски снижения качества отечественной системы образования, особенно на фоне роста в стране количества детей с трудностями в обучении, в том числе – функционально неграмотных школьников.

«Ответом на эти риски мы считаем должна стать оценка потребности цифровой инфраструктуры организаций общего образования, формирование плана системной цифровой трансформации всей системы образования. А также организация непрерывного мониторинга, отражающего истинное положение дел в системе образования в части цифровизации», – заявил Дмитрий Зайцев.

Счетная палата, со своей стороны, продолжит вести мониторинг реализации НП «Образование». Кроме того, в этом году контрольное ведомство завершит анализ государственной политики в решении проблем детей, испытывающих трудности в освоении школьной программы, и оценит внедрение цифровых технологий в общем образовании.

Далекая окраина