Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

В России скопилось до 100 миллиардов тонн опасных отходов

05.03.2020

Как сообщили изданию «Далекая окраина» в пресс – службе российского отделения Greenpeace, эксперты оценили масштабы накопленного экологического ущерба в России.

По официальным данным, в России скопилось до 100 миллиардов тонн опасных отходов и каждый год образуются дополнительные. По данным Минприроды РФ, эти отходы угрожают здоровью и жизни 17 миллионов человек. Ответственность за ликвидацию отходов часто несёт государство, но эксперты Greenpeace уверены: устранять последствия должны виновники, а не налогоплательщики. Оценку накопленного экологического ущерба, а также перечень мер, которые необходимо принять в ближайшее время, эксперты приводят в докладе.

Только на ликвидацию нескольких объектов в рамках проекта «Чистая страна», а также на ликвидацию промплощадки ОАО «Усольехимпром», шламонакопителей Байкальского ЦБК и волгоградского ВОАО «Химпром», объектов накопленного вреда «Средне-Волжского завода химикатов», бурятских Холбольджинского угольного разреза и Джидинского комбината из федерального и местных бюджетов уже выделено или планируется выделить около 26 млрд рублей.

В России образовались тысячи свалок, шламонакопителей и отвалов — так называемых объектов накопленного вреда окружающей среде. Собственники предприятий стараются снять с себя ответственность за накопленные в них отходы, передают проблемные объекты в другие руки или просто «бросают». Создаётся ситуация, в которой компании получают прибыли, а ликвидировать завалы опасных отходов приходится муниципальным образованиям или государству. 

Сейчас в официальном реестре из 164 объектов накопленного вреда окружающей среде 56 относятся к промышленности. Их число будет увеличиваться, а ликвидация будет идти в первую очередь за счёт средств федерального и региональных бюджетов — даже крупные и довольно успешные компании до сих пор не создают финансовые резервы для переработки или утилизации своих отходов.

Стоимость рекультивации шламонакопителей «Белое море» и «Чёрная дыра» в Дзержинске (Нижегородская область) — 2,217 млрд и 2,851 млрд бюджетных рублей; стоимость рекультивации шламонакопителей Байкальского ЦБК в Байкальске (Иркутская область) —  5,9 млрд рублей. Больше примеров — в докладе.

Анализ официальных баз данных позволил Greenpeace найти дополнительные объекты, претендующих на включение в реестр: выявлены семь предприятий, которые перестали работать, ликвидированы или находятся в состоянии ликвидации. Только они произвели ещё 350,8 млн тонн отходов. Можно достаточно уверенно говорить, что и эти объекты накопленного вреда будут ликвидировать за счёт налогоплательщиков.

Это лишь «вершина айсберга», так как при анализе госреестра объектов размещения отходов рассматривались только крупные объекты – более 10 млн тонн отходов. Понятно, что меньших объектов со схожими проблемами может быть в десятки раз больше. Пробелы в существующем законодательстве способствуют неуклонному обострению проблемы с накопленным экологическим ущербом. 

Эксперт Greenpeace Оганес Таргулян

Законодательство предполагает, что предприятия должны ликвидировать причинённый ими вред, но эти требования практически не выполняются. Необходимая юридическая база — фрагментарная, неполная и создаёт возможности промышленным компаниям уйти от ответственности. Эксперты российского отделения Greenpeace подготовили обширный список поправок в законодательство, которые помогут навести должный порядок в отрасли. При выработке рекомендаций использовался опыт разных стран.

Поправки в законодательство позволят добиться следующих мер:

  • исключить возможность отказаться от накопленных отходов, когда компания реорганизуется или ликвидируется;
  • обеспечить процесс формирования финансовых резервов для ликвидации накопленного вреда на этапе процесса проектирования предприятий;
  • создать систему экологического страхования и создания иных финансовых институтов по ликвидации накопленного вреда;
  • усилить ответственность физических и юридических лиц за невыполнение требований по ликвидации накопленного вреда;
  • добиться гласности в вопросах ликвидации накопленного вреда.

Далекая окраина