Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Корпорация развития

04.03.2014

В феврале стало известно, что «новая-старая» идея создания преференций Дальнему Востоку и превращения региона в «территорию опережающего развития» может получить новый импульс. Пока не совсем понятно, останутся слова власть предержащих очередными рассуждениями, либо воплотятся в реальные проекты. Все более очевидным становится другое – проблему развития Дальнего Востока российскому правительству все равно придётся решать, и времени для этого остаётся все меньше, поскольку Россия вообще и её дальневосточные регионы в частности все больше и больше отстают от «азиатских драконов» - Республики Корея, Китая, Вьетнама, Индонезии и других стремительно растущих экономик Азиатско-Тихоокеанского региона.

Свободный рынок или административное управление

Изначально идея создания Корпорации по развитию Дальнего Востока была озвучена Сергеем Шойгу в 2012 году и была поддержана вице-премьером Игорем Шуваловым. Суть идеи – создание Госкорпорации по развитию Восточной Сибири и Дальнего Востока, которая будет создавать условия для привлечения иностранных инвестиций в регион и «рулить» этими процессами. Это – рыночный механизм. В противоположность ему была выставлена идея создания административного ресурса – специализированного министерства. На этой идее и остановились – создали Минвостокразвития, которое возглавил самый весомый дальневосточный губернатор Виктор Ишаев. Судя по всему, решение принималось из прагматических соображений – создать Министерство было все же дешевле. Минвостокразвития проработало почти два года, была подготовлена концепция развития Дальнего Востока, а само Министерство «прославилось» тем, что по данным федеральных информационных ресурсов у его сотрудников была самая высокая зарплата среди федеральных министерств и ведомств… В итоге в 2013 году Александр Галушка сменил Виктора Ишаева, а полпредом и одновременно вице-премьером стал Юрий Трутнев, долгое время занимавший пост руководителя Министерства природных ресурсов. Теперь, спустя почти два года вновь реанимирована идея Госкорпорации, которая ныне в прожекте называется просто и незатейливо - «ОАО Дальний Восток», хотя суть осталась все та же. Если Госкорпорацию все же создадут, то мы станем свидетелями традиционного бюрократического подхода – будет существовать и Министерство (административный механизм), и Корпорация (рыночный механизм).    

История вопроса

Основной причиной кадровых замен и самого формата работы Минвостокразвития и полпредства на Дальнем Востоке стала «борьба концепций», как её окрестили в московских кабинетах. Идея Минвостокразвития заключалась в том, что в ДФО следует инвестировать по стандартной бюджетной схеме через регионы: вкладывать государственные средства в социальную и дорожную инфраструктуру, коммунальное хозяйство, увеличивать доходы бюджетников, то есть развивать территорию исключительно за счет бюджетной составляющей. В свою очередь первый вице-премьер Игорь Шувалов настаивал на другой схеме — создании в ДФО на бюджетные инвестиции так называемых "точек роста", притягивающих к себе частные инвестиции, когда государственные вложения в инфраструктуру станут толчком для привлечения во много раз превосходящих их зарубежных инвестиций. В итоге Минвостокразвития при Ишаеве готовило госпрограмму развития региона на одних принципах, а проекты, курируемые Шуваловым, реализовались вне этих концепций. Летом 2013 года на совещании в Южно-Сахалинске Владимир Путин прямо раскритиковал систему управления Дальним Востоком (читай – Ишаева) и сказал что её нужно менять. Это, собственно, и случилось, и теперь очевидно что все происходящее укладывается «в строку» концепции «точек роста» Игоря Шувалова. Именно этот рост и привлечение инвестиций и должна обеспечить Корпорация Дальнего Востока. 
Идея, собственно, не нова. Создание в разных формах (в том числе в форме Корпорации) структур для развития отдельных регионов давно опробовано в мировой экономике. Начиналось все еще в колониальные времена, когда крупные европейские державы создавали ост-индские компании для развития экономики своих метрополий на осваиваемых континентах, попросту говоря – вывоза сырья и рабов из колоний и поставок готовой продукции с высокой добавленной стоимостью на их территорию. В настоящее время такими являются так называемые особые экономические зоны – территории со льготным налоговым режимом (промышленно-производственные, технико-внедренческие, портовые, туристско-рекреационные зоны).  Удачный для нас пример – ОЭЗ на территории юго-восточного побережья Китая, бурно развивающиеся еще с 80-х годов. Несмотря на ряд попыток (включая печально известную с 90-х годов СЭЗ «Находка» и проект Приграничного торгово-экономического комплекса (ПТЭК)) на Дальнем Востоке подобных успешных «точек роста» пока создать не удалось. Из озвученных в последнее время предложений самое реалистичное – перерегистрация на Дальнем Востоке ряда крупных Госкорпораций с соответствующим переносом сюда налоговой базы. Мера, безусловно, эффективная и позволяющая существенно увеличить региональные бюджеты, но по сути это перераспределение налоговых поступлений внутри страны с запада на восток - инвестиционную привлекательность региона и привлечение долгожданных зарубежных финансов, эта мера, увы, не усилит…

Возможный формат корпорации

ОАО "Дальний Восток" по замыслу Минвостокразвития должно стать «управляйкой» ряда других структур, таких как автономная некоммерческая организация (АНО) "Агентство по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Дальнего Востока", АНО "Агентство по развитию человеческого капитала Дальнего Востока" и так далее. То есть в новом видении корпорация – это сложная многоуровневая структура. Сколько будет стоить реформа – пока окончательно не известно, согласно недавнего заявления полпреда Трутнева вложения бюджета первоначально в 2014 году составят 140 миллиардов рублей.

Основной проблемой организации корпорации является отсутствие широких возможностей государства в условиях экономического спада, огромных бюджетных затрат на подготовку к Саммиту АТЭС, Олимпиаде и грядущему Чемпионату мира по футболу.

В таких условиях Корпорации придётся в значительной мере исповедовать идею Чучхе – опоры на собственные силы. В чем сила и слабость Российского Дальнего Востока? Сила – в больших запасах природных ресурсов, огромных свободных территориях, возможностях для туризма (особенно природного, «дикого», то есть экологического). Минусы – в дороговизне жизни, огромных накладных (включая транспортные и затраты на коммунальные услуги) расходах, крайне слабом уровне инфраструктуры. К примеру, доступ в Интернет, скорость которого сегодня является показателем уровня цивилизованности, на Дальнем Востоке в разы дороже, и на порядки медленнее, чем у наших соседей – в Китае, Корее, Японии. Еще один минус – небольшое население и относительно высокая стоимость труда.

В таких условиях возможностей для привлечения иностранных инвестиций остается не так уж и много. Главное – природные ископаемые, а также  сельскохозяйственные угодья в южных регионах – Амурской области, Еврейской автономной области, Хабаровском и Приморском краях.  Есть и третья – инновационная составляющая, то есть создание оригинального интеллектуального продукта. Про это уже заявил полпред Трутнев, предложив подумать над созданием иннограда (дальневосточной кремниевой долины) по образу Сколково на базе ДВФУ во Владивостоке. Чтобы привлечь иностранные инвестиции в такие проекты придётся ох как потрудиться, поскольку даже в условиях наличия инфраструктуры иностранцы не хотят вкладывать деньги в дальневосточные проекты. Последний пример – опубликованный в начале февраля пресс-службой администрации Приморского края пресс-релиз о «надоях и настригах» в сфере привлечения инвестиций. В 2013 году таковых всего было привлечено в край на 103,2 миллиарда рублей, иностранных – на 419,6 миллионов долларов. Если взять калькулятор и пересчитать доллары в рубли, к примеру, по курсу 35 рублей за доллар, то мы получим, что иностранные инвестиции составляют около 14% в общем объеме инвестиций, и это спустя год после Саммита...

Надо ли говорить, что Приморье является одним из наиболее привлекательных регионов для вложений на фоне всего ДФО, особенно после того как на подготовку к Саммиту АТЭС и развитие местной инфраструктуры в нашу территорию сама Россия вложила почти 700 миллиардов рублей (сумма, равная размеру иностранных инвестиций почти за 50 лет по нынешней статистике исходя из показателей 2013 года), и такое соотношение собственных и иностранных вложений необходимо увеличивать в разы – в зарубежных ОЭЗ, к примеру, китайских, доля иностранных инвестиций составляет 40-70%...

На сегодня уже есть подобные проекты, хотя и не совсем успешные – проект Игорной зоны, в сроках реализации которого до сих пор нет ясности, а спустя полтора года после Саммита АТЭС не введены в строй две гостиницы Hyatt во Владивостоке, а ведь это как раз основные (из и без того немногих!) проекты с иностранным участием...

Комментарий Петра Самойленко, доцента ДВФУ, кандидата политологии:

– Реалистичность проекта пока остается под вопросом. Очевидно что реализуемые в стране глобальные хозяйственные проекты – Саммит АТЭС, Олимпиада, Чемпионат по футболу – безусловно важны, но весьма затратны для госбюджета и имеют прежде всего имиджевый характер для России. Помимо них в условиях экономической нестабильности и при сырьевом характере российской экономики нужны и проекты привлечения средств, работающие на благо страны. Одним из них и может стать создание Корпорации ДВ. При том условии, что её создание не потребует очередных крупных вложений из государственной казны, а реализуемые на ее базе международные проекты будут иметь современный инновационный характер, а не организацию сырьевой добычи или заводов по «отверточной сборке» – при таком сценарии мы в очередной раз пойдём по малопродуктивному «догоняющему» пути… 

Юрий ПЕТРОВ.

.