Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Российские рыбопереработчики страдают от нехватки сырья, а рыбодобытчики по-прежнему ориентируются на экспорт

13.07.2015

За первые пять месяцев 2015 года импорт морепродуктов в Россию упал на 45.6 процента или на 177.96 тысяч тонн.  Однако внутреннее производство не выросло столь значительно, чтобы удовлетворить потребности рыбопереработчиков в сырье, а рыбодобывающие компании при этом не особо торопятся сокращать объемы экспорта.

По предварительным данным Росстата объемы рыбы, произведенной в России с января по май 2015 года составил 1652,3 тыс. тонн, увеличившись на 5.7% или на 88.7 тыс. тонн по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.   

Очевидно, что такие темпы роста внутреннего производства рыбы не могут компенсировать резкое снижение импорта.  По мнению Сергей Гудкова, исполнительного директора Рыбного союза, с учетом падения импорта рыбы в Россию почти на 46 процентов сейчас слишком рано говорить о импортозамещении в рыбной промышленности. Напротив, несколько крупных перерабатывающих заводов в Мурманске и Калининграде были закрыты из-за отсутствия сырья. Производителям также не хватает оборотных средств, не говоря уже об инвестициях. 

Объем импорта рыбной продукции в Россию за январь-май этого года составил 212,3 тыс. тонн.  53,8 процента импорта пришлось на мороженую рыбу, закупки которой сократились на 44.4 процента до 114.2 тыс. тонн. В наибольшей степени сократился импорт свежей или охлажденной рыбы, составившей 4.4% от общего объема рыбного импорта.  Ее поставки уменьшились на 80,3% до 9,3 тыс. тонн.   Наблюдается также сокращение импорта ракообразных и моллюсков на 52,5% до 17 тыс. тонн против 18.8 тонн за аналогичный период 2014 года. Ракообразные и моллюски составили 8% от общего объема российского импорта рыбной продукции, 16,6% пришлось на готовую или консервированную рыбопродукцию, а 14,3% составило рыбное филе и прочее мясо рыб.

Снижение поставок морепродуктов в Россию ощутимо практически для всех основных видов рыб.  Импорт форели, в частности, упал на 80,1 процента до 2900 тонн, импорт мороженой скумбрии снизился на 48,6 процента до 15000 тонн.  Поставки в Россию замороженной сельди сократились на 54,7 процента до 19000 тонн, импорт мороженой мойвы снизился на 29,5 процента до 25100 тонн, а сардин - на 87,3 процента до 3600 тонн.

Между тем, в условиях резкого падения импорта и нехватки сырья для развития отечественной рыбопереработки, поставки российской рыбной продукции за рубеж остались почти на том же уровне, что и в прошлом году. 

По предварительным данным Росстата, экспорт морепродуктов из России в первые пять месяцев 2015 года составил 839 тыс. тонн, что всего на 1 процент или на 8.48 тысяч тонн меньше показателя аналогичного периода 2014 года.  При этом основную часть по-прежнему составляет мороженая рыба, являющаяся сырьем для иностранных рыбоперерабатывающих предприятий.   Мороженая рыба составила 89.4 процента в структуре российского рыбного экспорта, 6.2% пришлось на рыбное филе и прочее мясо рыб, 3% составили ракообразные и моллюски, 0.6% – готовая или консервированная рыбная продукция, а 0.1% – рыба свежая или охлажденная.

По сути, импортные поставки снизились на 177.96 тысяч тонн, а объем внутреннего производства вырос на 88.7 тыс. тонн.  Это означает, что поставки рыбопродукции на внутренний рынок за пять месяцев 2015 года сократились на 89.26 тысяч тонн.  Выпадающие из-за сокращения импорта объемы можно было бы компенсировать за счет сокращения экспорта, но, как показывают данные Росстата, он с января по май снизился всего на 1 процент или на 8.48 тонн.

То есть, несмотря на громкие заявления о необходимости переориентации с экспорта на удовлетворение потребностей внутреннего рынка, рыбодобывающая отрасль России по-прежнему сохраняет экспортную направленность.  Увеличение поставок отечественной рыбопродукции на внутренний рынок достигается лишь за счет увеличения объемов вылова, но эти поставки по своим масштабам не могут компенсировать падение импорта. 

Впрочем, было бы наивным ожидать, что рыбные экспортеры вдруг проникнутся патриотизмом и станут сначала поставлять продукцию в Россию, а иностранцев снабжать по остаточному принципу.  По этому вопросу довольно откровенно высказался в газете «Крестьянские ведомости» Александр Шулдык из группы компаний «Доброфлот»: «Российские производители все патриоты, пока соблюдается равенство цен. Как только иностранец готов платить больше, так сразу все объёмы поедут за кордон. Лозунги кидать при этом можно любые, но настоящий капиталист либо максимизирует свою прибыль, либо разоряется. Законы пока ещё действующего рынка никто, увы, не отменял».

Хотелось бы также добавить, что рыбопромышленники будут упорно продолжать ориентироваться на сырьевой экспорт до тех пор, пока существует возможность получать огромные неучтенные прибыли за счет использования «серых схем» экспорта рыбной продукции (занижение цен, поставки через офшоры, контрабанда и т.п.).  И никакие лозунги о патриотизме, социальной ответственности бизнеса и необходимости импортозамещения не смогут заставить их изменить свой подход.  Изменить ситуацию сложно, но можно – для этого надо устранить возможность получения неучтенных сверхдоходов, оседающих в офшорах, что существенно снизит привлекательность экспорта, поскольку внутренние цены на рыбу в России уже почти приблизились к мировым.  Для этого, однако, нужна сильная политическая воля и жесткие решения, в том числе кадровые, чтобы преодолеть влияние экспортного рыбного лобби в региональных и федеральных органах законодательной и исполнительной власти.