Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

"Сырьевое проклятие" рыбной отрасли Дальнего Востока: кому война, а кому мать родна

15.12.2014

"Сырьевое проклятие" рыбной отрасли Дальнего Востока, которая с 90-х годов прошлого века стала, по сути, бессменным поставщиком пищевой промышленности ряда стран АТР (КНР, Южная Корея, Япония), похоже, стало "второй натурой" нынешних держателей квот на добычу российских водных биоресурсов в ДВ-бассейне. Сохранению статус-кво в экономике, по всей видимости, активно содействуют две "общественные организации рыбаков" - общероссийская ВАРПЭ и дальневосточная Ассоциация добытчиков минтая, сообщает РИА PrimaMedia.

Напомним, что 4 декабря  в своем послании к Федеральному Собранию президент РФ Владимир Путин подчеркивал необходимость развивать именно несырьевой экспорт, а также – поручил оказывать бизнесу, создающему прибавочную стоимость и рабочие места для россиян за счет производства высокотехнологичной, конкурентоспособной на мировом рынке продукции, серьезную поддержку.

"Для стимулирования отечественных экспортеров в 2015 году заработает центр кредитно-страховой поддержки экспорта. Его услугами смогут воспользоваться все несырьевые компании, от крупных до небольших.

В ближайшие три года объем капитализации составит примерно 30 млрд Росэксимбанка, который должен работать по этому направлению.

За три года российский экспорт продукции высокой степени переработки должен увеличиться в полтора раза", - заявил президент Российской Федерации.

Между тем уже 10 декабря президент Ассоциации добытчиков минтая (АДМ) Герман Зверев – входит также в руководящие органы Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) – опубликовал на своей интернет-странице алармистский материал об  ухудшении, начиная с 2012-2013 годов, финансовой устойчивости рыбной отрасли.

"В 2012 году кредиторская задолженность возросла на 16%, с 24,6 млрд рублей до 28,6 млрд рублей, а в 2013 году кредиторская задолженность рыбопромышленных предприятий возросла ещё на 21%, с 28,6 млрд рублей до 34,5 млрд рублей. Кредиторская задолженность рыбопромышленных предприятий по итогам прошлого года составила 25% отраслевой выручки, хотя на протяжении 2010 – 2012 годов этот показатель составлял около 20%. Доля "плохих долгов" в кредиторской задолженности снизилась с 5,2% до 4%, однако сокращение токсичности долговой нагрузки объясняется внесением изменений в сроки и порядок кредитных соглашений", - отмечает господин Зверев.

По прогнозам президента АДМ, по итогам 2014 года объем кредиторской задолженности рыбопромышленных предприятий составит не менее 45 млрд рублей.

"Уровень "кредитного холестерина" в рыбной отрасли повысится до 30%, а доля уровень его токсичности (доля "плохих долгов" в общем объеме кредиторской задолженности) повысится до 6%-7%", -  предрекает спикер дальневосточных минтайщиков (компании-члены АДМ имеют порядка 70% квот на добычу российского минтая – ред.).

Что интересно: несколькими днями ранее, комментируя послание президента Федеральному Собранию, руководитель ВАРПЭ Александр Фомин назвал рыбную отрасль чуть ли не флагманом именно российского несырьевого экспорта.

 "Рыбная отрасль – одна из немногих, которые, хотя и работают на сырье, никакого сырья не экспортируют. Все уловы подвергаются переработке на судах: рыба как минимум замораживается, из нее производится определенный продукт. Либо это продукт, который сразу попадает в розницу, либо он подготовлен для последующего удовлетворения вкусовых пристрастий потребителей", - заявил Фомин отраслевому интернет-изданию Fishnews.

По утверждению автора публикации издания, руководитель ВАРПЭ даже надеется на то, что правительство РФ примет меры по стимулированию экспорта рыбопродукции.

"Если государство будет нам помогать сохранять свои рынки сбыта за рубежом, конечно, это позволит бизнесу увереннее смотреть в будущее. Более того, с поддержкой государства мы могли бы рассчитывать не только на сохранение уже завоеванных рынков, но и на поиск новых ниш в странах, где наша продукция пока еще малоизвестна", - заявил Александр Фомин.

Между тем, судя по данным Росрыболовства (ФАР), "минимумом" в виде заморозки уловов "высокотехнологичные" рыбодобытчики-экспортеры, как правило, и ограничиваются.   

Ссылаясь на Росстат, федеральное агентство сообщает, что за 10 месяцев 2014 года за рубеж было вывезено 1,411 млн тонн рыбо- и морепродукции, добытой по российским квотам и разрешениям. 

"В структуре экспорта 87,4% занимает мороженая рыба, 5,9% – рыбное филе и прочее мясо рыб, 3,7% – ракообразные и моллюски, 1,2% – готовая или консервированная рыбная продукция", - говорит официальная статистика.

Основную же долю во всем экспорте рыбопродукции, отмечают Росстат и ФТС, традиционно занимает мороженый минтай - 44,2%.

В свою очередь, российские рыбопереработчики оппонируют утверждениям господина Фомина о том, что замороженная в море дальневосточными рыбаками рыба – готовый " переработанный продукт".

По мнению президента Ассоциации производственных и торговых предприятий русского рыбного рынка Виталия Корнеева, потребительская ценность рыбопродукции, поставляемой рыбодобывающими предприятиями Дальнего Востока России, во многом находится еще на "советском" уровне. "Рыбный" бизнес региона предлагает потребителю, по сути, мороженое сырье, ситуацией же умело пользуются рыбопреработчики КНР, скупая дешевое российское сырье и выпуская из него низкокачественные полуфабрикаты – в том числе, и для России, указывает эксперт.

Также напомним, что по заявлению президента АДМ Германа Зверева на семинаре, организованном Всемирным банком во Владивостоке в июне этого года, одно из базовых достижений Ассоциации добытчиков минтая - сотрудничество с развитой рыбоперерабатывающей промышленностью КНР.

Ранее президент АДМ неоднократно заявлял, что экспортно-сырьевая направленность рыбного бизнеса в России - неизбежна.  По мнению Германа Зверева, минтай, выловленный в исключительной экономической зоне России на Дальнем Востоке, нужен для создания добавочной стоимости странам АТР, а не жителям Российской Федерации.

Между тем рост общедопустимых уловов (ОДУ) минтая на протяжении ряда лет Ассоциация добытчиков минтая Дальнего Востока России использовала исключительно для увеличения экспортных поставок стратегической рыбы  в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Внутреннему рынку РФ доставалась лишь в лучшем случае десятая часть уловов – и то лишь для того, чтобы не обрушить цены на рынке внешнем. К таким выводам – подтвержденным теперь судами трех   инстанций - пришла Федеральная антимонопольная служба России.

Кроме того, в ходе расследования дела "минтаевого картеля" российские антимонопольщики установили, что так называемый "русский отдел" гонконгского холдинга "Пасифик Андес" через скупленные ранее рыбодобывающие компании Дальнего Востока, по сути, и стал инициатором создания Ассоциации добытчиков минтая (АДМ). В дальнейшем же Ассоциация "поймала в иностранные сети" и ряд других предприятий, чтобы позволить "Пасифик Андес" планомерно скупать российские биоресурсы, считает ФАС.