Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Молоко убежит в премиальный сегмент?

26.11.2021

С 1 сентября 2021 г. в России начала действовать обязательная маркировка молочной продукции со сроком годности более 40 дней. Уже с 1 декабря производителей обяжут наносить маркировку на молочную продукцию с коротким сроком хранения – до 40 дней и менее. Производители бьют во все колокола – новый QR-код станет дополнительным инструментом вынужденного повышения стоимости молочной продукции.

«Внедрение маркировки в сегмент молочных продуктов короткого хранения приведет к дефициту полезной продукции со сроком хранения 5 суток и менее. По сути, для продуктов короткого хранения «Честный знак»  – смертельный приговор», – заявляет Юрий Минкин, директор Арсеньевского молочного комбината.

Разработчики «Честного знака» жалобы производителей не воспринимают всерьез, заявляя, что  оборудование для этой системы сравнительно недорогое для предпринимателя.

Владелец крестьянско-фермерского хозяйства Дмитрий Перов (фамилия изменена по просьбе автора)  крайне возмущен таким подходом к «подсчетам затрат». Он поясняет, что у заводов-производителей, которым он поставляет молоко, огромные затраты, связанные с покупкой оборудования:

«Видимо, разработчики маркировки не учитывают, что помимо принтера стоимость которого приемлемая – 700 тыс. руб., нужно покупать специальную станцию. А вот она стоит от 3 млн и выше. Кроме того, маркировка предполагает ручной труд, нужно ставить людей на линии, чтобы наклеивали эти стикеры. А зарплату им кто будет платить? И чем потом компенсировать эти статьи расходов? Повышением стоимости конечного продукта», – говорит фермер.

Юрий Минкин поясняет, что добавочной стоимости, из которой, по идее, должна складываться окупаемость, в рамках использования  «Честного знака» просто не существует.

«Оборудование не дает нам никакой экономии, оно только удорожает продукцию. Наши расчеты показали, что при нанесении каждого QR-кода удорожание единицы продукции с учетом 60 коп. стоимости самого «Честного знака» и стоимости самого оборудования, разделенное на количество произведенной продукции на единицу продукции, получается от 2,5 до 6 руб.», – поясняет Минкин.

При этом подсчеты разработчиков «Честного знака» сильно отличаются от расчетов производителей.  Приняв  за основу общие затраты бизнеса, разделенные на общую производительность по стране, они «посчитали», что  среднее расчетное удорожание по России для бизнеса составит всего 97 коп. Однако в учет не принимались крупные предприятия, производственные мощности которых – 500 тонн (и более) в сутки молока. У таких заводов себестоимость нанесения QR-кода  – около 84 коп., а есть малые предприятия, у которых производительность составляет 500-600 и даже меньше килограммов в смену одного вида продукции. Средняя себестоимость при таком производстве – 6-7 руб. на один знак.

«Если мы увеличим цену хотя бы на 6 руб., то и себестоимость продукции поднимется. То есть молоко у нас станет дороже, чем у крупных предприятий, значит, перестанем быть  конкурентоспособными на рынке. И наша продукция станет дороже лишь только из-за несопоставимости наших затрат с затратами крупных производителей, – сокрушается Минкин. – Чтобы хотя бы частично компенсировать собственные потери, придется поднимать цены минимум на 3-4 руб. на единицу продукции, независимо от того, какого она объема, веса и стоимости».

«Каждый из нас понимает, что не может молочка стоить как премиальный продукт, но, если ничего не изменится, к сожалению, в скором будущем так и произойдет», – поддерживает коллегу приморский фермер Эдгар Акопян.

Конкурент