Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Рецепты будут выписывать по новым правилам

04.03.2013

С ноября 2013 года врачи должны будут указывать в рецепте не коммерческое название лекарственного препарата, а международное непатентованное наименование (МНН). Например, «ацетилсалициловая кислота» вместо «аспирин», «ибупрофен» вместо «нурофен»… За упоминание брэндового названия лекарства с 2014 года будет введена административная ответственность.

Таким нехитрым способом правительство надеется стимулировать конкуренцию на фармрынке и снизить цены на медикаменты. Проблема в том, что одно и то же МНН может быть представлено на российском рынке в большом количестве вариантов. Как же пациент будет делать выбор? «ЖЗ» попросил прокомментировать это нововведение приморских врачей, фармакологов и представителей аптечного бизнеса.

Валентина КРИВЕЛЕВИЧ, заместитель главного врача ЛДЦ «Мечников», к. м. н., доцент:

- Как клинический фармаколог могу сказать: это неоднозначное решение. Дело в том, что оригинальные препараты проходят серьёзные клинические испытания по стандартам Всемирной организации здравоохранения. Для дженериков этого уже не требуется, и такие препараты могут сильно различаться по качеству и эффективности. Дженерик будет заведомо дешевле, чем оригинальный препарат, но нужно понимать, что при использовании такого лекарства действующее вещество может хуже всасываться и перерабатываться организмом и в итоге - не достигать своей цели. От врачей нередко можно услышать: да, этот препарат недорогой, но мы не видим от него эффекта. Действующее вещество может быть «запрессовано» в такую субстанцию, что организм просто не в состоянии его извлечь.

Поэтому я считаю, что врач должен иметь право, выписывая рецепт на МНН, рекомендовать пациенту купить конкретный препарат, озвучив его коммерческое название.

Сегодня часто можно услышать обвинения в адрес врачей, которые, якобы, все поголовно, продались фармфирмам и имеют с этого свой процент, поэтому и выписывают дорогостоящие препараты. Но это не так: доктор прежде всего хочет помочь пациенту. И если врач на своём многолетнем опыте убедился, что один препарат не даёт эффекта, а другой действительно помогает, хотя действующее вещество у них одинаковое, то, безусловно, врач имеет право рекомендовать пациенту конкретное лекарство. Можно спрогнозировать, что после принятия нового закона именно так и будет происходить.

Ольга ДАНИЛЬЧЕНКО, заведующая краевым центром клинической фармакологии ГБУЗ ПККБ№ 1:

- Предполагается, что новый порядок выписки рецептов направлен на борьбу с коррупцией в рядах медицинских работников. Но по факту получается, что коррупционный сектор просто переносится в другую область: если в рецепте указано только МНН, значит, выбор конкретного препарата ложится на плечи фармацевта или провизора, который начинает подменять врача. Лучше ли от этого станет пациенту? К тому же аптечная сеть - это коммерческая организация: вполне возможно, что в ряде случаев коммерческий интерес будет преобладать над целесообразностью выбора, и никто не может гарантировать обратное.

В идеале, по мысли чиновников, право выбора должно оставаться за покупателем, который получает полную и достоверную информацию по каждому препарату и на основании этих данных делает свой выбор. Но как получить эту информацию? Ни на приёме у врача, ни в аптеке у фармацевта сделать это в нынешних условиях просто нереально.

Правительство обещает, что ужесточит требования к качеству лекарственных средств, проведению испытаний и контролю за этими процессами - будет определён целый комплекс мер, который не позволит некачественным препаратам выходить на рынок. Но реализуется ли это на практике? Пока никаких существенных предпосылок мы не наблюдаем. Может быть, чиновникам стоило начать именно с контроля качества?

Оксана ЗАКАМСКАЯ, врач-отоларинголог Краевой консультативной поликлиники:

- В развитых странах на фармацевтическом рынке под одним и тем же МНН представлены, как правило, оригинальный препарат и два-три дженерика с доказанной эффективностью. А на российском рынке на один оригинальный препарат может приходиться и десять, и двадцать дженериков, и у многих препаратов эффективность - под большим вопросом. Но вместо того, чтобы отрегулировать фармрынок, правительство ужесточает правила выписки рецептов для медицинских работников - одним словом, чиновники решили навести порядок, но начали делать это не с того конца. На мой взгляд, это формальность, которая не принесёт никакого результата: чтобы соблюсти закон, врач может выписать МНН, а на словах порекомендовать пациенту конкретный препарат.

Светлана ЯРЖЕМБОВСКАЯ, заместитель директора ООО «Гален» (аптечная сеть):

- Действительно, одному МНН может соответствовать большое количество препаратов, а кошелёк у всех покупателей разный. В то же время есть лекарства, которые стоят очень дешёво, но не дают ожидаемого эффекта. Задача фармацевта - объяснить пациенту, в чем плюсы каждого препарата и помочь подобрать оптимальное соотношение «цена-качество». Я считаю, что фармацевтам эта задача под силу.

Екатерина ГУСЕВА, директор сети «Моя аптека»:

- Основная трудность заключается в том, что на сегодняшний день не продуман алгоритм действий для фармацевтов и провизоров. Если покупатель приходит в аптеку, имея на руках рецепт с МНН, а в аптеке есть несколько препаратов с указанным действующим веществом, то что должен делать фармацевт? Допустим, он рекомендует пациенту приобрести оригинальный препарат (и соответственно, более дорогой) или не самый дешёвый из дженериков. Пациент возмущён, он пишет жалобу в контролирующие органы, обвиняя фармацевта в том, что ему не предложили дешёвый аналог, а у нас порою даже в ассортименте нет самых дешевых дженериков. Я не верю в формулу "дёшево и качественно". Как же будут действовать контролирующие органы в такой ситуации? Накладывать штрафы? Или аптекам предоставят полную свободу действий? Хотелось бы получить ответ на этот вопрос, прежде чем новое правило вступит в действие.

Юрий ПОНОМАРЁВ, генеральный директор и главный врач «Клиники восточной медицины», д. м. н., профессор:

- Доктор по опыту знает, какой препарат помогает при конкретном заболевании, а какой - нет. И если врачам запретят писать коммерческие названия в рецептах, я уверен, их будут писать на отдельных листах бумаги. Считаю, что в результате этого нововведения, по большому счёту, ничего не изменится.