Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Эффект удаленки: дети на карантине теряют зрение в 1,5 раза быстрее

29.12.2020

На дистанционном обучении у детей в полтора раза быстрее развивается близорукость. К такому выводу пришли офтальмологи из Китая, исследовав состояние зрения более 1 млн школьников. Близкий контакт с экраном, отсутствие прогулок на свежем воздухе, чтение книг и просмотр телевизора на самоизоляции вредят глазам, согласны российские ученые. Специалисты советуют время от времени отдыхать от гаджетов: совсем не использовать их после уроков и делать перерывы во время учебы, чтобы просто посмотреть в окно.

Бремя близорукости

Ученые Школы офтальмологии и оптометрии и глазной больницы Медицинского университета Вэньчжоу в Китае проводят исследование остроты зрения среди детей и изучают влияние дистанционной учебы на развитие миопии (близорукости). Работа идет в рамках проекта «Эпидемиология и профилактика миопии» (MEIS). Проект подразумевает проверку остроты зрения более 1 млн школьников города Вэньчжоу раз в шесть месяцев на протяжении 10 лет. В своем последнем исследовании ученые провели три обследования на близорукость в 1,3 тыс. школ.

«Мы использовали обычный период (июнь–декабрь 2019 года) и период карантина COVID-19 (январь–июнь 2020-го) для сравнения», — сказано в тексте препринта. «Среди всех учащихся мы обнаружили, что полугодовое прогрессирование миопии увеличивалось примерно в 1,5 раза во время карантина, введенного из-за COVID-19», — указано в работе.

Специалисты изучили миопию средней и высокой степени в двух основных группах: среди младшеклассников и учеников средней и старшей школы. Выяснилось, что значительно больше других проблемам со зрением подвержены дети, которые ходят в 1–6-е классы.

Оптическая система человека совершенствуется где-то к шести годам, а окончательное ее формирование происходит в младшем школьном возрасте в районе 10–12 лет, пояснил «Известиям» доктор медицинских наук, профессор, проректор по лечебной работе Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова Христо Тахчиди.

— В этот период вся человеческая популяция начинает дифференцироваться на три группы. В первую входят люди с нормальными глазами, во вторую — те, чьи глаза не дорастают до нормы и остаются дальнозоркими, в третью — пациенты с близорукостью: их глаза переросли норму, — пояснил профессор Тахчиди. — Поэтому основная масса формирования миопии идет как раз в раннем школьном возрасте.

Человеческий глаз находится в состоянии покоя, когда смотрит вдаль, так как эволюционно зрение предназначено человеку для охоты и защиты от хищников, добавил профессор. Современные же дети, особенно в условиях карантина, более 90% времени проводят перед экраном. Это чревато ускоренным развитием миопии, пояснил он.

Прилипшие к экрану

Новые формы обучения детей могут привести к значительному увеличению общей распространенности миопии в популяции, полагают китайские ученые. Они объясняют это воздействием длительного контакта с экранами гаджетов и уменьшением общей активности на открытом воздухе.

Близорукость — болезнь с наследственной предрасположенностью, напомнил «Известиям» детский офтальмохирург, доктор медицинских наук, профессор, основатель сети столичных детских глазных клиник Игорь Азнаурян. И если у ребенка есть соответствующие гены, миопия может как развиться, так и нет: всё зависит от условий окружающей среды.

— У детей, которые мало читают, не используют гаджеты и много гуляют, риск развития миопии значительно ниже — она вообще может не развиться. А вот у детей с выраженной зрительной нагрузкой этот риск крайне велик. Из-за карантина дети заперты дома: они не получают ту дозу солнечного света, которая доказано оказывает тормозящий эффект на прогрессирование болезни. Плюс постоянная нагрузка на глаза на близком расстоянии, даже в свободное от учебы время, — отметил Игорь Азнаурян.

Чтобы снизить риск развития миопии в условиях дистанционного обучения, нужно установить здоровый зрительный режим, посоветовал специалист То есть после каждого урока ребенок должен отходить от компьютера и смотреть вдаль. После занятий вообще желательно не давать школьнику планшеты и телефоны, ограничить до минимума просмотр телевизора и даже чтение книг. Вместо этого лучше отпустить его гулять во двор, где нагрузка на зрение снизится.

Если не соблюдать гигиену зрения, у детей развивается астенопия — расстройство функционального характера, которое сопровождается повышенной утомляемостью при выполнении зрительной работы, заявлял ранее главный специалист-офтальмолог Минздрава России, директор НМИЦ глазных болезней имени Гельмгольца, академик РАН Владимир Нероев. Клинически астенопия проявляется чувством жжения, рези, боли, гиперемией, появлением тумана перед глазами, ощущением песка, а также снижением остроты зрения.

— Текст на всех гаджетах должен быть крупным, что позволит не напрягать аккомодацию (способность глаза менять фокусное расстояние за счет сокращения и расслабления цилиарной мышцы. — «Известия») при чтении. Также рекомендуется делать в работе перерыв каждые 20–40 минут, — подчеркнул Владимир Нероев.

Китайские специалисты считают, что ускорение прогрессирования миопии в полтора раза — только промежуточный результат. Они намерены изучить долгосрочное влияние дистанционного обучения на зрение детей.

"Известия"