Проект повышения конкурентоспособности российских вузов задал новые направления развития высшего образования
Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Проект повышения конкурентоспособности российских вузов задал новые направления развития высшего образования

19.02.2021

Как сообщили изданию «Далекая окраина» в пресс – центре Счетной палаты РФ, аудиторы представили второй номер Бюллетеня Счетной палаты. Тема – университеты. В этом выпуске обсуждаем, эффективен ли был Проект повышения конкурентоспособности российских вузов (Проект 5-100), каких результатов удалось добиться вузам-участникам, и как изменилась система российского образования в целом.

Проанализировав результаты реализации Проекта 5-100, Счетная палата установила, что ни один из 21 вуза-участника не смог войти в первую сотню ведущих глобальных институциональных рейтингов университетов. Лучших результатов удалось достичь на уровне отдельных предметных рейтингов – по итогам 2020 года восемь университетов попали в топ-100 таких списков.

В то же время реализация Проекта 5-100 задала новые стратегические ориентиры развития для российских университетов, позволила сформировать в стране группу университетов-лидеров, встроиться в мировые тенденции реализации программ академического превосходства и усилить масштаб и значимость университетской науки.

«Несмотря на то, что не все показатели Проекта 5-100 и показатели результативности отдельных университетов-участников были достигнуты, можно с уверенностью сказать, что реализация инициативы привела к значительным сдвигам в российской университетской экосистеме. Главный из них связан с кардинальным переосмыслением университетами своей роли, функций и задач, осознанием необходимости интеграции российских образовательных программ и университетской науки в международный контекст, а также поиском баланса между эффективной конкуренцией на международной арене и решением задач национального развития», – отмечает аудитор Счетной палаты Дмитрий Зайцев. 

Проект 5-100 увеличил масштаб и ценность российских научных работ: удельный вес публикаций вузов-участников в общем числе публикаций, индексируемых Web of Science, вырос с 17,4% в 2012 году до 33,3% в 2019 году, а доля университетов Проекта 5-100 в общероссийском объеме публикаций в журналах первого квартиля за тот же период увеличилась с 19,7 до 47,7%.

Проект способствовал усилению концентрации государственной поддержки в относительно небольшой группе вузов-участников. При этом равноценная поддержка другим категориям университетов не оказывалась. «Вузы, принимающие участие в Проекте 5-100 одновременно с участием в иных государственных программах поддержки для национальных исследовательских университетов, федеральных университетов и других, как правило, аккумулировали большую часть финансовых и кадровых ресурсов, привлекали наиболее перспективных студентов и исследователей, что усилило диспропорции внутри системы высшего образования в России», – пояснил аудитор.

По итогам проверки Счетная палата также отметила неоднородность вузов-участников Проекта и неоднозначную модель финансирования, которая еще больше закрепляла диспропорции внутри группы университетов. Так, объем финансирования, который получали вузы первой группы, в 6–7 раз превышал объем государственной поддержки, предоставляемой вузам третьей группы. В результате в большинстве вузов средства, полученные в рамках Проекта 5-100, составляли менее 10% от общего объема их доходов, что не всегда было достаточно для полноценной трансформации в рамках программ развития.

Заместитель министра науки и высшего образования Андрей Омельчук отметил пользу проверки Счетной палаты для внедрения будущих инициатив: «Озвученные Счетной палатой Российской Федерации замечания важны в контексте разработки и реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», которая предполагает существенно большее количество участников – около 100 российских университетов. Один из важных элементов Программы (ее особенность) – вариативный набор критериев, которым должен удовлетворять университет для участия в конкурсном отборе, а также направлений, в рамках которых вуз может реализовывать свою программу развития».

Далекая окраина

Комментарии

Добавить новый комментарий